Подпольщики, партизаны, «троцкисты»
История в биографиях
Два года назад я получил письмо из Екатеринбурга. Меня просили разыскать информацию о деде - Николае Петухове, который жил в Челябинске и был революционером. После ареста в 1937 году жену вынудили отречься от него. Он пережил лагеря, но связь с родными прервалась навсегда.
При царском режиме
Николай Петухов был потомственным подпольщиком. Его отец Иван Константинович попал в Челябинск в 1891 году. Ему было 15 лет. Он устроился работать на железную дорогу. Сначала рассыльным, затем на складе, в 1897 году стал учеником слесаря в депо. Хотел стать машинистом, но по состоянию здоровья не прошел отбор. В Челябинске у Ивана Константиновича и его жены Аполлинарии Александровны родилось два сына. Старший Василий в 1897 году и младший Николай в 1902.
В 1904 году Иван Петухов вошел в подпольный кружок социалистов в челябинских железнодорожных мастерских. Позднее он утверждал, что тогда же вступил в РСДРП. При этом путался в датах: то ли в 1904-м, то ли в 1907 году это произошло. Много лет спустя сын Василий вспоминал: «Из революционных событий я помню только то, что в нашей квартире на Южном бульваре в 1905 году периодически собирались Тарасов Кузьма, Баталов, Емельянов, Пивкин Матвей, братья отца и другие. После 1905 года собрания продолжались иногда, в подполье кухни прятали скрывающихся от преследования товарищей».
В 1907 году после забастовки на железной дороге ее участники были высланы из Челябинска. Петуховы оказались на Кыштымском заводе в Пермской губернии. Иван Константинович шесть лет работал помощником машиниста, машинистом, слесарем. В 1913 году семья перебралась в Карабаш, где Иван Петухов сначала устроился машинистом в заводскую механическую мастерскую, а затем на паровоз. Здесь же в Карабаше 11-летний сын Николай, после отчисления из школы за хулиганство, работал масленщиком, помощником слесаря.
Колчаковщина
1917 год вновь разбудил в Иване Петухове революционера. Семья вернулась в Челябинск. Иван Константинович поступил на работу в железнодорожные мастерские и тут же стал членом РКП(б). Теперь в революционную работу включились и его сыновья. Младший Николай устроился слесарем на завод «Столль и Ко». Он вспоминал: «Время растерянности перед лицом политической суматохи, в период демократической борьбы за голоса, прошло для меня скоро. Пример отца и заводских рабочих, которые почти все были большевиками, привел меня в партию большевиков, куда я вступил при заводе, в это же время пошел в Красную гвардию».
27 мая 1918 года началось выступление Чехословацкого корпуса. Советская власть в Челябинске пала. Были арестованы или погибли многие большевики. Ивана Петухова арестовали как члена транспортной ЧК. В автобиографии он написал, что в 1918-1919 годах сидел в иркутской тюрьме, а после освобождения скрывался у своего брата на станции Полетаево.
Сыновья остались на свободе. Они входили в челябинскую подпольную организацию большевиков. При этом Василий по-прежнему работал на железной дороге машинистом, а Николай - на заводе. Они помогали укрывать товарищей-большевиков и оружие, участвовали в изготовлении печатей и фальшивых документов. Братья сотрудничали с Иваном Григорьевичем Кошарновым, который дезертировал из армии адмирала Колчака. Он входил в состав паспортного бюро челябинской подпольной организации железнодорожников и был известен под псевдонимом Печатник. Кошарнов курировал подделку документов. Благодаря этой работе многие подпольщики были спасены от мобилизации и арестов.
В мае 1919 года Николай Петухов оказался в Тютнярах в партизанском отряде. Фронт Гражданской войны уже подходил с запада к Южному Уралу. За несколько дней до прихода войск красных, 22 июля 1919 года, братья Петуховы участвовали в разоружении роты подпоручика Прилепского. Офицер входил в челябинское подполье и предупредил своих товарищей, что его отряд переводится из города. Он предложил разоружить его солдат, когда те устроятся на привал где-нибудь за городом. Рота остановилась на ночлег на Кузнецовской даче. Ночью подпольщики окружили двор, захватили оружие (90 винтовок), составленное в козлы, инсценировали и разоружение Прилепского.
Василий Петухов вспоминал в 1966 году: «После разоружения роты мы с оружием пошли в Сибирский поселок на квартиру Данилова, у которого в подвале было оборудовано помещение. По пути натолкнулись на белогвардейскую разведку. Не растерявшись, мы убили человек пять офицеров и солдат и сами скрылись. Через 2-3 дня под напором Красной Армии белогвардейцы оставили Челябинск». Это было 24 июля 1919 года.
После этого Николай Петухов в составе 242-го Волжского полка участвовал в наступлении на белых. Он четыре месяца занимался разведкой, был ранен и вернулся домой.
Былых заслуг не засчитали
Победа большевиков не принесла особых выгод Петуховым. Они не поднялись на партийные или административные высоты. После окончания Гражданской войны на Южном Урале Иван Константинович заведовал отделом культуры и пропаганды Железнодорожного райкома партии в Челябинске, затем работал в профсоюзе, в 1921-1922 годах занимался организацией кумысолечебницы в Троицке. С 1923 года он вновь на железной дороге: был начальником поезда, работал в отделе кадров Пермской железной дороги.
Его сын Николай оставил интересные рассуждения об этом времени: «С мальчишеских лет вращавшись среди подпольщиков, партизан и на боевой линии, где окружающие меня люди были почти неграмотные, я не получил теоретического и политического воспитания. Выросший в рабочей среде, я шел на борьбу за улучшение положения класса, руководствуясь только лозунгами. Обстановка военного коммунизма с его революционной внешностью, с его нищенскими, но равными пайками, этот суррогат коммунизма, мне, не имевшему никакого понятия об экономических путях развития, казался периодом, недалеким от истинного коммунизма, достижения которого не требуют никакой коренной перемены в экономической политике. НЭП, дающий возможность выйти из состояния экономического упадка страны, нес на своем гребне паразитов. Этот контраст мне, пропитанному до мозга костей ненавистью к буржуазии, когда во время деятельности в ЧК приходится считаться с правом буржуазного существования, показался резким. НЭП с его буржуазной окраской в то время мной был не понят, я вышел из партии и пошел на производство».
Николай Петухов работал слесарем на Омской железной дороге. В 1922 году он был направлен на учебу в Свердловск - в Уральский политехнический институт. Однако в 1925 году «неврастения, туберкулез и острое малокровие» заставили его оставить обучение.
В 1930-е годы Петуховы, вспоминая свои заслуги перед советской властью, задумались о выгодах, которые они должны от нее получить. Один за другим Петуховы подали заявления в Комиссию по делам бывших красногвардейцев и красных партизан о признании их таковыми.
Отец и сыновья доказывали, что участвовали в подпольной работе и изгнании белых с Южного Урала. Их слова подтвердили товарищи по подполью. Однако в 1932 году бывшим красным партизаном был признан лишь Василий Петухов. Он получил соответствующее удостоверение, полагающиеся льготы и пенсию. Его брату Николаю было отказано «как бывшему оппозиционеру». Старшему Петухову не засчитали былых заслуг, так как он не служил в Красной гвардии.
Революция пожирает своих детей
Эти знаменитые слова произнес перед казнью деятель Великой французской революции Жорж Жак Дантон. После Гражданской войны и в советской России многие участники революции стали ее жертвами. Петуховы испытали это на себе.
В 1929 году Иван Константинович получил от окружного комитета партийного контроля строгий выговор «за троцкизм». Ему ставилось в вину участие в оппозиции и связь со своими сыновьями - троцкистами, исключенными из партии. Причем под связью подразумевалось общение и совместное проживание. В итоге 28 ноября 1933 года комиссия по чистке партийных рядов постановила: «Петухова И.К., на словах агитирующего за генеральную линию партии, а на деле ведущего антипартийные разговоры, покровительствующего членам контрреволюционной троцкистской организации, из членов ВКП (б) исключить как двурушника».
Иван Константинович обжаловал это решение. Он убеждал своих товарищей по партии, что порвал всякую связь с детьми. Однако на деле его сыновья по-прежнему жили вместе с ним, он не мог выгнать их из своего дома. В партии Ивана Петухова не восстановили. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Десять лет лагерей
В 1937 году дошла очередь до Николая Петухова. На примере его следственного дела видно, как работали чекисты, как происходила фальсификация обвинений и на чем строились доказательства.
В августе 1936 года сотрудники НКВД арестовали несколько человек. Им предъявили обвинения в участии в «контрреволюционной троцкистской группе». Арестованные работали слесарями и были знакомы с Николаем Ивановичем Петуховым. На допросах они показали, что «Петухов являлся руководителем троцкистской организации на железнодорожной станции Челябинск… остается активным троцкистом и своих взглядов не изменил и при встречах старался натолкнуть на продолжение контрреволюционной троцкистской работы, всемерно старался поддерживать свои контрреволюционные связи с бывшими участниками троцкистской организации».
23 августа 1936 года особый отдел управления государственной безопасности УНКВД по Челябинской области заявил о ликвидации контрреволюционной троцкистской группы: «Следствием по делу установлено, что в 1927 году по заданию Уральского областного троцкистского центра студентом Свердловского института, активным троцкистом Петуховым Николаем Ивановичем на станции Челябинск Южно-Уральской железной дороги была создана контрреволюционная троцкистская организация. С первых шагов своей деятельности данная организация широко развернула активную контрреволюционную троцкистскую пропаганду среди рабочих челябинского железнодорожного узла, распространяла контрреволюционные троцкистские листовки, литературу, письма и собирала подписи под контрреволюционной троцкистской «платформой 83».
26 января 1937 года Николая Петухова арестовали в Златоусте. Следствие подробно изучило биографию оппозиционера. Было установлено, что он в 1927 году по заданию Уральского контрреволюционного центра организовал в Челябинске нелегальную троцкистскую организацию. Он имел непосредственную связь с Московским контрреволюционным троцкистским центром и с сыном Троцкого - Львом Седовым, от которого получал установки по развертыванию контрреволюционной троцкистской работы. И однажды в 1927 году даже лично встречался с ним. В 1929 году Николай Петухов был исключен из партии и осужден по статье 58-10 Уголовного кодекса РСФСР («Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений»). Его сослали на три года в Омск. В 1934 году он вернулся в Челябинск. Работал на заводе имени Колющенко (бывший «Столль и Ко»), с 1936 года в мастерской «Росснабфильм» и вновь стал организовывать троцкистскую группу.
Следствие длилось непривычно долго для того времени. 10 июня 1939 года дело Николая Ивановича Петухова было направлено в суд. 21 сентября 1939 года военный трибунал Уральского военного округа в Свердловске приговорил его к высшей мере наказания - расстрелу. Однако 25 ноября 1939 года президиум Верховного суда СССР отменил решение военного трибунала и заменил казнь на 10 лет лишения свободы в исправительно-трудовом лагере с поражением в политических правах на 5 лет и конфискацией имущества.
Он вышел на свободу в 1953 году, а через пять лет его реабилитировали за отсутствием состава преступления. В 1957 году в Челябинском областном краеведческом музее открылась выставка, посвященная юбилею Октябрьской революции. Посетители увидели на ней фотографию Ивана Константиновича Петухова, но они вряд ли представляли, как сложилась судьба революционера и его семьи. Николай Петухов умер в Челябинске в конце 1980-х годов.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве