Художник и дизайнер Юрий Прожога немногословен и крайне редко дает интервью
Для него комфортнее и гармоничнее быть в творческом процессе наедине с собой.
Он создает сайты, оформляет книги, рисует карикатуры, пишет картины, снимает фоторепортажи, участвует в выставках. Член двух творческих союзов России, объединяющих фотохудожников и журналистов. Но парадокс состоит в том, что Юрий не считает себя никем из них.
Виною тому, может, врожденная скромность, а может, философский склад ума. Бесспорно одно: мой собеседник - личность творческая и многогранная. Наш разговор сегодня об изобразительном искусстве, которое переживает непростые времена.
Вердикт «Религиометра»
- Во сколько лет вы осознали себя карикатуристом?
- Еще в детстве одноклассники выпрашивали мои рисунки. Но осознание еще не пришло. Я не карикатурист ни в коем случае! Я кто-то другой.
- Тщетно отпираться. Ваши работы в этом жанре есть и в книгах, и в Интернете, в частности, на авторском сайте prozhoga.ru . Впрочем… посмотрим шире. В чем предназначение художника, на ваш взгляд? Какова цель творчества?
- Мне нравится такое определение: «Человек с предназначением художника обладает врожденной способностью гармонизировать окружающее его пространство, приводя его в соответствие с образами духовного мира». Но иногда в голову приходят слова Меламида: «Все искусство, начиная от Джефа Кунса и кончая Кинкейдом, - одна из религиозных систем, и несчастные, которые потеряли веру в Бога, начинают поклоняться этой чепухе, искусству». Если объединить эти мысли, получится, что у художника одна цель: созидай молясь.
- А в жизни какой философией руководствуетесь?
- Прошел на днях тест «Религиометр» и с удивлением обнаружил, что на 73 процента я буддист. Теперь мне понятна тяга к японскому языку и восточным единоборствам. Одним словом, моя жизненная философия - медитация.
- Что противопоказано художнику?
- Пить алкоголь, ругаться матом, убивать ближнего своего…
- Бродский утверждал, что к иронии прибегают из трусости. Будучи карикатуристом, вы согласны с этим утверждением?
- Известное стихотворение Бродского «Представление» насквозь пронизано иронией:
Это - кошка, это - мышка.
Это - лагерь, это - вышка.
Но Бродский трусом не был. Он имел в виду то, что иронии тут недостаточно. За свои «тараканьи усища» Осип Мандельштам заплатил жизнью. Если социальный карикатурист боится власти, то он не рисует. Значит, его нет вовсе.
- Вам нравятся собственные рисунки, созданные много лет назад?
- Один из ста. Может, еще один… И, пожалуй, все.
- Что правильнее: любить себя в творчестве или критически относиться ко всему, что делаешь?
- Критика - лучший друг. Но, по большому счету, и то, и другое не помешает, если ты хороший художник.
Самодостаточность в карманах
- Как думаете: карикатура определяет время или есть иные критерии?
- Вспомним историю. Карикатура в первый раз была применена как средство борьбы с врагом. Мартин Лютер создал серию «Папство». Во времена Тридцатилетней религиозной войны между католиками и протестантами карикатура особенно ожесточилась. В период Французской революции - тоже. После прихода к власти Наполеона она вновь попала под запрет. В России все началось с лубка. Потом Петр I предписал установить контроль за картинками, высмеивающими лица царствующего дома. А жестокая цензура при Николае I окончательно убила сатирическую остроту.
Период расцвета русской карикатуры приходится на эпоху Александровских реформ. При Сталине она вновь утратила свои позиции. Первые годы перестройки ее воскресили. В общем, время определяет, какой быть карикатуре и быть ли ей вообще. Нынче попробуйте нарисовать что-нибудь «поперечное»…
- Попробуйте вы.
- Легко! Прямо сейчас могу. Потом вместе посмеемся. Только… по разные стороны забора.
- Понятие «провинциальность искусства» имеет сегодня место?
- Для меня провинциальность искусства начинается тогда, когда в Российской академии искусства живописи учат китайцев, а преподает им кореец.
- В артсреде есть мнение, что истинный художник не ищет взаимодействия с людьми, он самодостаточен…
- А как люди догадаются, что он художник? Художник не дурак, ему нужны слава и деньги. Ему нужно светиться, где только можно. Самодостаточность его должна вываливаться из карманов! Ему больше нечем зарабатывать.
- Удивительный ответ, особенно если учесть, что на это интервью я уговаривала вас более двух лет… А как определить, эволюционирует художник или наоборот?
- Если вслед за формой возникает образ, значит, художник эволюционирует. Он должен иметь внутренний культурный запас, книжки читать, желательно классику. Иначе как же ему эволюционировать? Но, с другой стороны, прочитай сто лучших книг - и у тебя изменится сознание. Наверняка профессию сменишь.
- Прежде чем взяться за карандаш, ждете вдохновения или ритм жизни не позволяет этого делать?
- Вдохновение всегда со мной. Вдохновение - это желание творить. А ритма жизни я не чувствую. У меня на мониторе все тихо, спокойно, пасторально. Полянка, солнышко...
Меня тоже укусили…
- Что происходит сегодня с изобразительным искусством? Поставьте диагноз.
- Трудно оценить всю картину происходящего, настолько всего много. Но основные мысли таковы: размытость, массовость, рыночность, мелкота и деструктивность.
Все рисуют картинки, пишут тексты, но никто не делает Искусство, не создает Литературу. Первое, что бросается в глаза, это разрыв с классикой, с академизмом. Сейчас трудно найти человека, умеющего писать академические портреты. Среди тысяч членов Союза художников едва ли наберется десяток таких. Потеряно базовое мастерство. Второе - это мутный посыл «к зрителю», как я его называю. То есть настолько сложна мысль в работе автора, что ее никто, даже сам автор не способен расшифровать. Потеряна конкретность мышления. Соглашусь с Мерабом Мамардашвили, который говорил: «Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно».
И с Кантом - «у человека обширнее всего сфера смутных представлений».
Третье - это легковесность искусства, его несерьезность, банальность, инфузориятуфельковость. Показательный пример - фототворчество. Сейчас в мире миллиарды доморощенных фотохудожников снимают триллионы одинаковых фотографий. Собственно, фотоискусство этой массовостью себя само убило. То же самое и в литературе. Миллионы блогеров решили, что они писатели. Нас окружают зомби от искусства, которые тянут к нам свои ручонки, пытаясь заразить. Здоровых все меньше. Оглянитесь: вон опять кому-то голову снесло...
- А себе можете поставить диагноз?
- Я здоров… был до недавнего времени. Но тоже уже укусили. Я полузомби - ничего не понимаю в современном искусстве.
- Что посоветуете бездарностям?
- На свет никто бездарностью не появляется. Бездарностью становятся с годами, когда забывается текст последней тобою прочитанной книжки. Если в голове перестают рождаться фантазии, значит, там стало пусто. Значит, дар утрачен.
- Дождемся ли нового Ренессанса? Нужен ли он человечеству?
- Ренессанс наступит, когда люди начнут мыслить глобально. Сейчас они мыслят мелкими категориями. Ренессанс, конечно, нужен. Только он дает возможность почувствовать, что по-настоящему красиво, а что безобразно. Ренессанс - это отметины в культурной истории, проставляемые человечеством для Бога. Вот, мол, смотри, не зря Ты нас создал.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве