Челябинский педагог Мария Игоревна Макина знает золотое правило педагогики

Челябинский педагог Мария Игоревна Макина знает золотое правило педагогики

После урока Макина убеждала себя:

- Маша успокойся, зачем им французские импрессионисты, дай бог русских запомнили бы. Это поколение уже не просто «новое», «новейшее», как они сами себя называют, «пиксельное», цифровой формат им ближе. Нужны новые подходы.

Размышления учительницы прервал телефонный звонок выпускницы. Обычно ребята появляются у нее по предварительной договоренности. К приходу своих выпускников она достает зимние заготовки, делает салаты, чтобы не всухомятку, а сладко поговорить о новинках литературы, театральных премьерах, о моде и даже об интернет-новшествах… Встречи проходят шумно и весело, общаются наперебой. А тут внеплановый звонок. Ученица делилась впечатлениями от поездки в США: про Гранд-каньон, долину монументов, остров Рузвельта, а главное - о посещении Музея современного искусства на Манхеттене (MoMA), где, глядя на полотна Сезанна, «Звездную ночь» Ван Гога, «Танец» Матисса невольно вспомнила уроки своей учительницы, ее комментарии на уроках мировой художественной культуры (МХК)…

Слова далеко не самой примерной ученицы запали в душу. Так значит, все было не зря, уроки не прошли бесследно…

Военное детство

…Когда началась Великая Отечественная война, Маше было два года. Москва готовилась к обороне своих рубежей. В первые дни войны отец пошел добровольцем в московское ополчение, а мама, срочно собрав детей, эвакуировалась на Урал. Холодной зимой 41-го они приехали в Магнитогорск, к тете, известному на весь город педиатру Берте Александровне Гузиной, которая после окончания Московского первого медицинского института вместе с мужем, инженером-металлургом, приехала на строительство легендарной Магнитки.

В конце войны супруга тети Берты репрессировали, и ей пришлось обивать пороги высоких начальников, дойти до председателя президиума Верховного Совета РСФСР Николая Шверника, чтобы доказать невиновность мужа. Тяжело заболел в лагерях и родной Машин дядюшка, не дожил до 28 лет. Когда по радио шли сообщения о репрессиях по «делу врачей», в доме стояла напряженная тишина.

О своей малой Родине, Москве, и истории семьи Маша узнавала из рассказов мамы и ее сестер. Обе бабушки Марии в свое время закончили Институт благородных девиц, родственники матери представляли свет российского научного общества, а предки по отцовской линии имели дворянское происхождение.

Высокая культура семьи наложила отпечаток на образ жизни девочки. Все свободное время она проводила в домашней библиотеке у тети Берты. С детства ей была доступна вся русская и зарубежная литература XVIII-XIX-XX веков.

Москва жила в подсознании. Заново Мария познакомилась со столицей много лет спустя, когда восстановились отношения с московскими родственниками. Она всегда улыбалась, пропуская мимо ушей расхожую фразу «понаехали тут»…

Вечерами они прогуливались с мужем Арнольдом в том самом скверике, где, научившись ходить, она сделала свои первые шаги.

Ставка учителя

По мнению директора лицея № 102 Марины Леонидовны Оксенчук, Мария Игоревна превосходит по уровню знаний и интересов новоиспеченных педагогов. Невзирая на свой огромный интеллектуальный запас, постоянно учится, посещает семинары. Она, как в молодости, следит за новинками литературы, новостями культуры, истории, политики, ходит на встречи с интересными людьми. У нее большой интерес к жизни. Мария Игоревна - всегда на «передовой», и детям с ней интересно.

Когда журналистка спросила разрешения на посещение урока Макиной, та рассмеялась:

- А вы слышали, что сказал мой московский коллега Сергей Волков учителям? Цитирую: «Да что ж такого вы говорите ученикам на уроке, что нельзя слышать всем остальным?». Присоединяюсь к этому мнению: на уроке не может быть запретных тем, так что милости просим! Много лет подряд у нее на уроках присутствуют коллеги, родители детей, студенты из педвузов и их преподаватели. И Мария Игоревна счастлива, потому что прямой долг учителя литературы - пробуждать интерес к ней. Гимнастика для ума нужна всем и каждому.

…Идет урок, дверь в ее класс открыта. Ученики слушают «Облако в штанах» Владимира Маяковского, у многих раскраснелись щеки, блестят глаза, некоторые что-то записывают в тетрадь. Для понимания текста важно не просто слышать, а слушать, вникая в суть.

Слегка глуховатый голос учительницы слышен в коридоре.

Опаздавшие не пытаются войти в класс.

- Слушание поэтического текста - это святое, нельзя отвлекать всех ребят, нарушать каналы восприятия.

Студенты Челябинского педуниверситета, среди которых много ее выпускников, идут к ней за опытом, но Мария Игоревна, заметив слабую подготовку, может не допустить будущих педагогов к детям. Она сама готовится к каждому уроку, как в первый раз.

- Профессия учителя сродни актерской, но учитель играет свою роль «набело», без права на повторный дубль, и каждое его слово должно быть хорошо продуманным и взвешенным - считает Макина.

Ее уроки проходят в форме увлекательного диалога, участники дискуссии выслушивают мнение учителя и товарищей, формируя собственное понимание, постигая позицию автора. Поэзия познается в тесной связи с живописью и музыкой, соответствующей эпохе. Пушкинскую «Пиковую даму» лицеисты изучают в сопоставлении с оперой Чайковского. Они не спутают содержание повести с либретто, понимают различие в трактовке образов. Ставка учителя - на интерпретацию…

- В наше «нечитающее» время ее ученики хорошо знают литературу, сверх программы, - рассказывает Людмила Ивановна Стрелец, доцент кафедры литературы и методики преподавания литературы ЧГПУ, кандидат филологических наук, исследовавшая диалоговую методику Марии Макиной в своей диссертации.

Но все же секрет успеха ее деятельности кроется не только в авторской методике, но и в ее яркой и незаурядной личности.

Не бывает плохих ребят

Сегодня, как и много лет назад, Мария Игоревна - один из самых востребованных учителей литературы.

Ходят слухи, что она даже троечника может подготовить к поступлению в университет.

- Не бывает плохих ребят, главное, вовремя начать учиться, ну хотя бы в 9-10-м классе, - улыбается Мария Игоревна.

Однажды в Ленинградской области проводили социологический опрос среди школьников. Результат был ошеломляющим: 90 процентов не понимают сути текста, не видят проблему.

Но Мария Макина знает волшебное правило: детей нужно увлечь книгой, вызвать неподдельный интерес, что впоследствии приведет их к глубокому пониманию и знанию литературы. Настоящий учитель литературы - посредник между читателем и книгой.

- Невежество неприемлемо для современного человека, если он стремится к успеху, и начинать нужно с чтения литературы, подсказывает она ученикам. Человек, размышляющий над высказываниями Алеши Карамазова или Пьера Безухова, понесет с собой добро по жизни.

Второе дыхание

Вся сознательная ее жизнь прошла на Урале.

К ученикам она неизменно обращается на вы, эта привычка осталась со времени преподавания в вечерней школе для рабочих ЧТЗ.

Ей не забыть своих взрослых учеников, оглохших после рабочей смены в кузнице, для которых читать нужно было «Евгения Онегина» на пределе голосовых возможностей. Ее взрослые ученики, прошедшие войну, 49 мужчин и одна женщина, внимали каждому слову своей молоденькой учительницы. И Маша щедро делилась своими знаниями, несла в класс тяжелые книги с иллюстрациями любимых художников, не задумываясь о том, что все это выходит за пределы программы.

Много лет спустя ее окликнул на улице бывший ученик, Шеварков, чтобы поблагодарить за ту «вечернюю школу»:

- На всю жизнь запомнил, как вы читали нам «Повести гор и степей» Чингиза Айтматова, до чего интересно было, лучше, чем в театре…

После этой встречи у Марии словно открылось второе дыхание, и она, без колебаний, открыла очередной учебный год для старшеклассников 102-го лицея….

Строки биографии

Мария Игоревна Макина родилась в Москве. Закончила Магнитогорский пединститут, специальность - учитель русского языка, литературы и немецкого языка. До 2003 года заведовала кафедрой литературы и истории МХК в лицее № 102. Одна из первых в Челябинске перешла на ведение уроков по новой программе. Заслуженный учитель РФ, отличник народного образования, автор «Диалоговой методики». Основательница литературного театра «Орион».

Ее ученики - постоянные призеры, городских и областных олимпиад среди школьников; дипломанты первых степеней литературных Всероссийских праздников, авторы лучших работ. 52 года в системе образования Тракторозаводского района. Замужем, имеет взрослых сына и дочь, а также внуков.

Суфия Лузина

VK31226318