В Челябинском НХТ покажут новый спектакль - «К тебе, Земля обетованная»

В Челябинском НХТ покажут новый спектакль - «К тебе, Земля обетованная»

Последняя премьера Нового художественного театра «К тебе, Земля обетованная» удивительным образом перекликается с историей самого театра.

Вдоволь наигравшись русской классики - Шукшин, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Новый художественный театр обратился к современной зарубежной драматургии. Пьеса Жана-Клода Грюмбера «К тебе, земля обетованная» - о еврейской семейной паре, пережившей страшную трагедию во время Второй мировой войны. Одна из дочерей зубного врача Шарля Сподека и его жены Клары сгорела в газовой камере, другая спаслась в католическом монастыре, но для родителей она все равно, что мертвая. Девушка не отвечает на письма, а просьбы вернуть дочь, адресованные настоятельнице монастыря, разбиваются как об стенку горох.

Пьесой это произведение Грюмбера можно назвать условно: она столь же пьеса, сколь и роман. Диалог свободно перетекает в монолог, «я» - в «он», разговоры героев внезапно сменяются чтением законов о реституции. Привести все это к единому знаменателю - нелегкая задача для режиссера, своего рода тест на квалификацию. Евгений Гельфонд долго не решался его пройти. Первые читки пьесы состоялись еще в 2011 году, причем с большим успехом. Затем она легла в стол, чтобы появиться именно сейчас, когда ощущение нестабильности, изменчивости окружающего мира стало особенно сильным и необходимость поиска «земли обетованной» возникла со всей очевидностью.

У каждого из героев пьесы она своя. Дочь Сподеков, принявшая монашеский сан, уезжает в страну, «где плачут дети и страдают родители», чтобы «утешать, ухаживать, приносить пользу». Шарль находит в себе силы оставить квартиру и стоматологический кабинет, вняв настойчивым просьбам Клары уехать в Израиль. И даже автор пьесы, бывший в пору происходящих событий 14-летним мальчишкой, нашел «землю обетованную» в «самой выступающей части розового халата» доктора-марокканки, сменившей в зубоврачебном кабинете Шарля Сподека.

Сюжет пьесы замечательно рифмуется с историей самого Нового художественного театра - историей многократных потерь и финального обретения. Первая потеря дома совпала с отъездом в Америку тогдашнего худрука НХТ. Помню атмосферу вечера-прощания: было ясное ощущение, что это тот пепел, восстать из которого невозможно. А театр жил. Переехал в ДК «Полет», впоследствии исчезнувший с карты города. Пожалуй, из всей труппы тяжелее всех пришлось Лилии Корниловой. Евгений Гельфонд сделал ставку на молодежь, лишив актрису положения примы. Такой удар выдерживают немногие. Корнилова сумела сохранить форму, играя моноспектакли в библиотеках. И вот, спустя годы, она снова в главной роли в новом Новом художественном театре, театре абсолютно иной стилистики, чем тот, где она играла раньше.

Ее героиня Клара Сподек - воплощение женского начала. Инь - вода, способная заполнить сосуд любой формы. Клара готова принять католичество, если это хоть на йоту приблизит ее к дочери. Она стойко выдерживает все удары судьбы и спасает себя и мужа, решив вернуться на историческую родину. Шарль Сподек (его замечательно играет актер Александр Майер) - олицетворение мужского начала. Его единственное оружие - юмор, его девиз - «из каждого своего несчастья человек должен сделать маленький анекдот и рассказывать его за столом в конце трапезы». Шутки о Гитлере, евреях и некрологах из парижской газеты «Монд» разряжают атмосферу на сцене и в зрительном зале, превращая «зубную трагедию» (так определен жанр спектакля) в зубную же трагикомедию.

Придумывая сценографию, Евгений Гельфонд держит в уме прошлое того здания, в котором ныне располагается НХТ. А было оно кинотеатром «Спартак». Визуальной доминантой становятся короткие видеоролики - эпиграфы к мизансценам, показанные на киноэкране. На них происходит настоящее таинство - создание картин из песка. Песок сыплется из рук Владимира Коростелева - создателя, режиссера и актера театра «Солнечные часы». Скоро и этот театр обретет свою землю обетованную - в кинотеатре «Кировец».

VK31226318