В челябинском оперном театре состоялось общее собрание коллектива

В челябинском оперном театре состоялось общее собрание коллектива

Дирижер Антон Гришанин и режиссер Андрей Сергеев в Челябинский оперный театр, скорее всего, уже не вернутся. Вернется ли туда творческая атмосфера - большой вопрос.

…Несколько лет назад Антон Гришанин объявил министру культуры области Алексею Бетехтину, что назначил на должность заведующей оперной труппы солистку Наталью Заварзину. А Галине Зайцевой, занимавшей пост руководителя оперной труппой, предложили уйти. Алексей Валерьевич, по его словам, решение Гришанина не одобрил, но принял как свершившийся факт.

Вскоре после этого оперный театр перешел на новую модель существования: он стал директорским. Антон Евгеньевич, как и все остальные художественные руководители театров области, утратил право первой подписи. И в нынешнем сезоне пришел к Бетехтину с просьбой уладить возникший конфликт с Натальей Заварзиной, которую сам же и возвысил.

- Месяц назад была встреча в моем кабинете, - вспоминает Алексей Бетехтин. - Пришли Гришанин, Сергеев, Заварзина и директор оперы Владимир Досаев. Наталья Александровна готова была пересмотреть свои обязанности и уменьшить их.

Логика министра проста: сделал ошибку, вот и отвечай за нее. Но пока шел конфликт, страдало дело. Спокойно заниматься своей работой не мог не только Гришанин, но и Андрей Сергеев, назначенный в прошлом году главным режиссером.

- Как только выпустили «Жизнь за царя», встал вопрос, что дальше. Опера «Орфей и Эвридика» стояла в планах на сезон, об этом было объявлено прессе, - рассказывал в своем выступлении перед коллективом Сергеев. - Согласовали дату премьеры с контртенором Артемом Крутько, на которого ставится спектакль. И тут наткнулись на полное непонимание директора: зачем нам это надо и кто на это пойдет?

Владимир Досаев утверждает, что против «Орфея» ничего не имел:

- Мы это название давно обсуждали. Первый вариант, более дорогой, мне нравился больше. В начале марта они предложили совершенно другой вариант. На сцене сетка, изображающая клетку и теннисный корт. Артисты два часа за этой сеткой. Я им сказал: «Ребята, это не то решение, я ведь был готов к первому». А они мне поставили условие: либо это, либо никак.

- Эксперименты можно ставить, когда в театр ходит нормальное количество зрителей, когда он живет в благополучии и там сформирована нормальная труппа, - считает Алексей Бетехтин. - Пусть сначала начнут нормально зарабатывать деньги, соберут в труппу голоса, которые сейчас приходится привозить из других городов.

Главная задача на сегодня, по мнению министра, бороться за живучесть корабля по имени Челябинская опера. Живучесть понимается как финансовое благополучие.

6 марта Гришанин и Сергеев объявили труппе о своем уходе. А на состоявшемся через несколько дней профсоюзном собрании выяснилось, что отношения с директором театра Владимиром Досаевым не складываются не только у худрука с режиссером, но и у рядовых сотрудников.

- Первыми словами Досаева были не «здравствуйте, я ваш новый директор», а «я не буду работать с этим профсоюзом», - вспоминает председатель профкома Владимир Колесов. - А его первыми действиями было увольнение целого цеха контролеров и гардеробщиц за выдуманный прогул.

Министерство культуры считает Досаева крепким хозяйственником, одним из лучших театральных директоров России. С его приходом театр избавился от долгов. Отремонтирован фасад, окна и двери, сделана новая подсветка. Но люди при этом, по мнению Владимира Колесова, забыты напрочь. А главное в театре все-таки не стены, а те, кто в этих стенах работает. Администрация области каждый год на 6-12 процентов повышает количество денежных средств, выделенных на заработную плату. А у людей она понижается, и одна из причин - плата за работу в выходные и праздничные дни стала рассчитываться не от среднего заработка, а от оклада.

Ремонт, по мнению профкома, заслуга тоже невеликая, ведь деньги на него выделяются из бюджета области. Вопрос в том, что ремонтировать в первую очередь - репетиционные помещения или кабинет директора? Заменили 37 дверей почти на 12 миллионов. Одна только входная дверь в зал стоит 317 тысяч («Того, кто найдет дешевле, с удовольствием расцелую во все места», - пообещал Владимир Досаев на собрании). Всего же на ремонт потрачено около 50 миллионов рублей. Эта цифра никак не свидетельствует о том, что корабль тонет.

Может ли сегодня академический театр позволить себе спектакль в современной стилистике - вопрос расставленных приоритетов. Но внешний вид театра сегодня гораздо важнее, чем то, что происходит внутри. А ремонтировать гораздо проще, чем выстраивать отношения с творческими людьми.

- Уже нет ни желания, ни сил, чтобы цепляться за этого человека, - говорит Алексей Бетехтин про Антона Гришанина. - Талантливый музыкант, но не вылазит из Москвы. В 2011 году отсутствовал 156 дней, 2012-м - 98, а в 2013-м - 33 дня, а отработал 18.

Режиссер Андрей Сергеев смотрит на проблему иначе:

- Если вы хотите работать с музыкантом, который что-то из себя представляет, понимайте, что его часто не будет, потому что он востребован как в стране, так и в Европе. Если хотите работать с тем, кто здесь все время сидит, это будет болото.

Работа над проектами вне театра дает возможность установить важные творческие контакты. Именно таким образом, например, возник балет «Эсмеральда»: Гришанин дирижировал им в берлинской Штатсопере и убедил балетмейстера Юрия Бурлаку поставить в Челябинске. Все технические вопросы решаемы в ситуации единомыслия. Но его-то в оперной труппе как раз и не было.

- Через два месяца после начала работы я понял, что в театре двоевластие, - вспоминает Андрей Сергеев. - С одной стороны Гришанин, с другой - Досаев и Заварзина. Доходит до смешного. Мы составили расписание спектаклей на апрель. Только Гришанин уехал в Москву- оно поменялось, и теперь там полная неразбериха. В ситуации ежедневного скандала творческая работа невозможна. Как отвечать за творческий процесс, когда тебе связали руки? Пусть находят карманных режиссера и дирижера (уже и фамилии известны) и управляют, как хотят.

Обидно за театр, который никак не может накопить «культурный слой». Мелочные амбиции не дают возможности удержать творческих людей и их проекты. После успеха «Пиковой дамы» прервали отношения с режиссером Алексеем Степанюком. Обещали, что «Демона» поставит другой режиссер, но ведь так никто и не поставил - проект похоронен. Два балета на дивную музыку Стравинского в 2011 году прошли всего раз (разговор на эту тему с хореографом Режисом Обадиа будет в одном из следующих номеров).

Год назад радовались тому, что нашелся, наконец, оперный режиссер (талантливых специалистов в России - единицы) - не удержали и года. Опера «Орфей и Эвридика», рассчитанная на уникальный голос контртенора Артема Крутько, возможно, так и не будет поставлена. Зрителям можно посоветовать только одно - ловить «Жизнь за царя». Не факт, что этот спектакль, одно из главных событий в музыкальной жизни России 2012 года, без его создателей долго продержится в репертуаре.

VK31226318