Анна и Алексей Бородулины: «Дионисий» стал нашим протестом

Анна и Алексей Бородулины: «Дионисий» стал нашим протестом

На недавнем шоу «Платье города-2013» в Челябинске специальные гости этого фестиваля, известные российские дизайнеры Анна и Алексей Бородулины показали коллекцию «Dionisy», посвященную выдающемуся иконописцу Дионисию. Ее с восторгом восприняли челябинские ценители искусства моды.

- Только люди, которые всем сердцем болеют за Россию, у кого светлая душа и чистое сердце, могут создавать такие шедевры, - оценила значение коллекции одна зрительница. Другие восхищались идеальными линиями силуэтов, изысканными отделками и более всего - принтами с детальным изображением фресок великого колориста.

Удается ли российским дизайнерам воплотить исконную мечту знаменитого кутюрье Вячеслава Зайцева о том, чтобы мир узнал такую вот, настоящую русскую моду? С этого вопроса началась наша беседа с соавторами-супругами.

Алексей:

- Россия давно и долго ищет, что именно показывать за рубежом. Завоевать Запад можно только своим талантом и идеями. Наши модельеры пытались удивить гламурный Запад… вторичным западным гламуром. Эти попытки были бездарны, хотя дизайнеры прилагали усилия, чтобы найти спонсоров и засветиться в Париже. На самом деле куда больше значит смысл, заложенный в коллекцию, чем место для ее показа.

Анна:

- Искусство дизайна безгранично. В русской теме столько граней и спектров можно найти! Жизни не хватит, чтобы охватить все, чем богата Россия. Однако нельзя зацикливаться только на одном времени или теме. Мы же не можем постоянно брать тему фресок или платочную тему, как в коллекции «Ольга». Делая новую коллекцию, дизайнер должен поддерживать свой творческий стиль и почерк, но не повторять себя же самого. Это важно.

- И все же: востребованы ли изделия российских модельеров на западном рынке?

Алексей:

- У нас хромает таможенное законодательство. Любой дизайнер, пытавшийся работать с западными странами, с этим сталкивался. И мы тоже. У нас покупала льняные изделия сеть швейцарских бутиков, наши вещи продавались в Австралии, в Германии. Но эти опыты не приводили к стабильным поставкам. В основном российское законодательство устроено так, что выгоднее всего импортировать, а если экспортировать, то только ресурсы, чем страна и занимается. Экспортно-торговые вопросы, увы, зависят не от дизайнеров. Каким бы ты ни был талантливым бизнесменом, невозможно обойти правила, установленные законодательно. Прежде чем завоевать мир, нужно убрать препятствия, о которые запинается российский бизнес. Это наследие советского времени и ошибки новой России. Если проблемы решатся, то малому, среднему и большому бизнесу будет проще работать. И дизайнерам в том числе.

Анна:

- Российских тканей хорошего качества сейчас нет. Мы покупаем их в Италии, ввозим сюда, за что платим пошлину. Делаем вышивку по ткани или принты и отшиваем изделия в России, что гораздо менее выгодно на сегодняшний день, чем, например, в Китае. И снова вывозим, отчего стоимость этих тканей увеличивается, а значит, в разы повышается и себестоимость готовой продукции.

- Состоятельные люди наверняка готовы платить деньги, чтобы выделяться эксклюзивной одеждой.

Алексей:

- Черта демонстрировать свое благосостояние внешним видом присуща, к сожалению, нашим соотечественникам. На Западе не кичатся богатством и предпочитают одеваться демократично, не вычурно. Известно, что голливудские звезды не пойдут на прогулку с детьми и не наденут в повседневной жизни то, в чем идут по красной дорожке в Каннах. Думаю, это не сложно для понимания.

Анна:

- Стремление иметь уникальную одежду в единственном экземпляре, конечно, будет всегда. Сейчас Италия перешла на режим ателье. Дома моды, начиная от «Версаче» и заканчивая «Дольче и Габбана», закрыли вторую и промышленную линию, перенеся производство в Юго-Восточную Азию. Оставили только первую, условно говоря, - индпошив. Потребителей класса люкс все меньше. Заметна общая склонность к демократичности и удешевлению производства, и не только в отношении одежды и обуви, но и в отношении часов, фотоаппаратов, аксессуаров, посуды и других потребительских вещей.

- Какими еще сюрпризами удивляют вас ваши западные коллеги?

Анна:

- Не всегда приятными. Своего «Дионисия» мы показывали полгода назад на Московской неделе моды. А недавно Дольче и Габбана представили коллекцию, посвященную Византии, и тоже с принтами на религиозную тему. Но то, как они это сделали, на наш взгляд, недопустимо. Если дизайнеры подходят к подобным темам по меркам шоу, эпатажного зрелища, то, вероятно, знают, на что идут. Византийская и христианская темы всегда были открыты для свободного творчества, в том числе и в дизайне. Только важно понимать, что творческая свобода и вседозволенность - не одно и то же.

Алексей:

- Коллекция «Дионисий» сделана не для продажи. В первую очередь мы художники, для которых очень важна творческая составляющая. Можем, конечно, некоторые экземпляры одежды из коллекции «Дионисий» сделать на заказ, но только если уверены, что эти вещи будут принадлежать глубоко верующим людям. У нас звезды шоу-бизнеса просят, но мы отказываем. Если ненароком скомпрометируют коллекцию на библейские сюжеты, мы сами себе этого не простим. Все очень серьезно. Православие - одна из вечных и важных для России тем. Когда говорят, что она устарела и считают, что в храме можно сплясать с электрогитарами, мы рекомендуем помолчать на этот счет. Не устарела. Это фундамент, над которым нельзя глумиться, как бы того некоторым ни хотелось.

Анна:

- Когда началась история с «Пусси Райт», мы думали над тем, как высказать свое мнение по этому поводу. Столько было агрессии вокруг этой отвратительной акции в храме Христа Спасителя, попыток героизировать персонажей, осуществивших ее. И со стороны православной церкви, и в ее сторону тоже было огромное количество агрессии. Доходило до драк вокруг собора. Но ведь зло преумножает зло, а зло злом нельзя победить. «Дионисий» стал для нас своего рода протестом в той форме, которую посчитали оптимальной. Хотя мы к этой теме давно шли.

- Требовалось ли для создания этой коллекции благословение духовного лица?

Анна:

- Мы исповедались и причастились, и благословение получили. Но коллекцию создавали с определенным страхом, правда, не перед людьми. Нас могли осудить и простые люди, не говоря о церковных служителях.

Алексей:

- Еще до показа нас обвинили в том, что осмелились взять эту тему. Но, повторяю, мы не собираемся продавать эти вещи, дарить или давать напрокат. Практика дарения одежды звездам шоу-бизнеса есть у многих известных дизайнерских брендов с целью раскрутки новых коллекций. С Запада и к нам пришла такая практика. Но мы от наших звезд дистанцируемся, честно говоря. У нас был опыт, и мы решили его не продолжать, столкнувшись с хамством, бестактностью. Недавний скандал в Большом театре - свидетельство некоторой моральной деградации, в том числе и в культурной сфере. Москва для мирового сообщества во многом пока - большая провинция. Так к ней относятся на Западе, оценивая, прежде всего, не экономические показатели, а уровень культуры и модель поведения. В свое время Дионисий покинул Москву, потому что атмосфера в XV веке при царе Василии Третьем была такой, что находиться там он счел для себя невозможным.

Анна:

- Но у нас есть своя ниша. Мы счастливы возможностью делать то, за что не будет стыдно ни перед Богом, ни перед людьми.

VK31226318