В Челябинском театре драмы состоялась премьера спектакля «Васса Железнова»
Это первый спектакль Марины Глуховской в качестве главного режиссера. И первое название, выбранное ею по зову сердца. Предыдущая премьера «Сколько длится любовь?» возникла как эхо режиссерской лаборатории, участникам которой были предложены только современные пьесы.
Классическая русская литература - родная стихия Марины Глуховской. В ее послужном списке - «Маскарад» и «Демон» Лермонтова, «Ревизор» и «Старосветские помещики» Гоголя, «Преступление и наказание» Достоевского, «Закат» Бабеля, «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина, «Бег» Булгакова.
По мнению режиссера, «Васса Железнова» именно во втором ее варианте - спектакль, необходимый российской сцене сегодня. Васса - женщина, занимающаяся бизнесом в России, - актуальный персонаж, но еще более актуальна Рашель - общественница, как сказали бы сейчас, оппозиционерка, ставящая революционные идеи выше радостей материнства.
По стилистике, музыкальному оформлению и даже способу существования на сцене спектакль Марины Глуховской нарочито несовременен, и это стоит рассматривать скорее как плюс, нежели как минус. Поперчить классический текст нарезками из теленовостей невелика премудрость, а вот вернуть утраченное, ощутить аромат эпохи, попить с героями чайку и поиграть с ними в лото - это дорогого стоит.
Кажется, что машина времени уносит зрителей не во времена, описанные в пьесе, а еще дальше, во вторую половину XIX века: салонная игра на фортепиано (Лариса Меженная в роли гувернантки Анны очень музыкальна), старинные русские песни и романсы, шумные пляски цыган, диалоги на немецком.
Практически все роли играют актеры среднего поколения, которое челябинские критики не раз называли слабым звеном. Работы Екатерины Зенцовой (Васса), Алексея Мартынова (Железнов), Владислава Коченды (Храпов), Натальи Катасоновой (Рашель) и Ларисы Меженной (Анна) позволяют в этих упреках усомниться и порадоваться за актеров, получивших достойный литературный материал.
Режиссер Марина Глуховская по первому образованию является филологом (за плечами - филфак МГУ). Инструментарий работы с текстом - сокращение, перестановка, вставка фрагментов из других произведений, придумывание реплик - она использует в полной мере. Больше всего это коснулось роли Людмилы, дочери Вассы (ее играет Екатерина Девятова). Инфантильная и замкнутая после пережитой в детстве трагедии девушка превратилась в юродивую.
В некоторых случаях свободное обращение с пьесой делает диалоги выпуклее и ярче, но в финале оказывает спектаклю медвежью услугу. По Горькому Васса умирает, по Глуховской - отправляется пить чай. Очевидно, имеется ввиду, что за бизнес-леди будущее и убивать ее в финале режиссеру представляется не вполне логичным. Но чем же тогда заканчивается рассказанная театром история - главный вопрос, мучающий после спектакля.