НХТ Челябинска впервые провел международный театральный фестиваль-лабораторию «CHELоВЕК ТЕАТРА»
Новый художественный театр Челябинска впервые провел международный театральный фестиваль-лабораторию «CHELоВЕК ТЕАТРА» (под патронатом главы города и при поддержке городской Думы).
В чем необычность этого фестиваля, его «лица не общее выраженье»? «Идея нашего фестиваля проста и актуальна: показать те спектакли, где режиссерский замысел реализован, прежде всего, через актера. Собрать тех, с кем возможен серьезный разговор о методах, инструментарии и прочих составляющих театрального дела. Разговор сквозь призму взгляда на актера как главного носителя режиссерского замысла и содержания спектакля», - говорит художественный руководитель НХТ и фестиваля Евгений Гельфонд.
Самим своим названием «CHELоВЕК ТЕАТРА» затрагивает и еще одну смысловую грань: фестиваль людей театра для людей театра, причем «люди театра» - это не только актеры, режиссеры и другие практики театральной работы, но и критики, и сами зрители. Потому что только в совокупности всех составляющих живет театр, и каждый, кто оказывается вовлеченным в его орбиту, становится человеком театра (на один спектакль или на всю жизнь). А компонент «chel» в названии указывает и на географию фестиваля.
В Челябинск съехались коллективы и театральные критики из Москвы, Скопина, Вологды, Новосибирска, Екатеринбурга, Златоуста, Нижнего Новгорода, а также из Сербии, Таджикистана, Казахстана, Германии, Белоруссии… Каждый день по два-три спектакля, на следующее утро - обсуждение увиденного накануне.
Состав критического экспертного совета (Нина Шалимова и Александра Лаврова из Москвы, Нина Мазур из Германии и Татьяна Котович из Белоруссии) продемонстрировал такой высокий уровень анализа, который позволил обсуждениям стать ожидаемым и захватывающим дух событием. Более того, театральные критики проявили во время разборов актерско-режиссерскую степень театральности в подаче своих рассуждений, и гости в зале с волнением следили за развитием внутренних сюжетов. Это действительно были спектакли про спектакли!
Открыл фестивальную программу Молодежный театр из Душанбе (Таджикистан) чудесным поэтическим спектаклем по произведениям поэта-эмигранта Бозора Собира. Два артиста на сцене, минимум постановочных средств, непривычная русскому уху речь… За час с небольшим зрители окунулись в мир вечной поэзии, в тоску по Родине, столь внятную нам, как завороженные следили за игрой потрясающей силы актера Абдумумина Шарифи и пластикой странного персонажа актрисы Мохпайкар Еровой. Она появлялась под звук живого колокольчика, как фантом в «Солярисе» Тарковского, являясь одновременно Родиной-матерью, Родиной-мачехой, универсальной Женщиной, в которой соединилось все – и вечная красота, и ведьмовское начало… Нарастающие звуки дойры (таджикского барабана), которыми сопровождал действие музыкант, отсылали к традиционному таджикскому театру, а весь насыщенный аллюзиями и мировыми культурными кодами мир спектакля - к современному европейскому…
Вечером того же дня на сцене театра «Манекен» игрался жесткий, хлесткий, полный неподдельного гражданского чувства спектакль «Допрос» по повести З. Прилепина. Это постановка Владимира Деля, который приехал на фестиваль со своим театром «Предел» из Скопина. Спектакль вызвал острую полемику и в зрительской среде, и в стане профессионалов. Нужна ли театру злободневность журналистской статьи?
К актуальной проблематике был обращен и спектакль «Пробка» по пьесе К. Драгунской московского театра «АпАРТэ». Дебют молодого режиссера И. Косичкина не стал открытием, однако был заметен хороший актерский потенциал и искреннее желание молодой труппы продолжать поиски своего языка и совершенствоваться.
Образцы современной драматургии представили на фестивале Театр Сергея Афанасьева из Новосибирска, златоустовский «Омнибус» и театр «Зоопарк» из Нижнего Новгорода.
Новосибирский «Танец Дели» соединил в себе жанры философской притчевой драмы и современной провокационной пьесы с легким оттенком мелодрамы. Спектакль Сергея Афанасьева сумел проникнуть в самое сердце, заставив взглянуть с неожиданной точки зрения на вопросы жизни и смерти, красоты и уродства, добра и зла. Кроме того, и пьеса И. Вырыпаева, и спектакль сумели исполнить ликующий гимн самой идее и философии индийского танца, претворяющего все кипучее несовершенство жизни в прекрасное.
«Омнибус» представил режиссерскую работу выдающейся актрисы этого театра Любови Вишневской «Летиция» по пьесе англичанина П. Шеффера. Безукоризненно сыгранная самой Вишневской роль внешне чопорной, а в душе артистически-полетной Лотты вызвала восторженные отклики зрителей и критиков. Красивой и пластичной актрисе Виктории Лещенко пожелали добавить больше «сердца» в исполнение роли эксцентричной и в то же ранимой Летиции Дуффе.
Спектакль театра «Зоопарк» «Человек-подушка» по пьесе ирландского драматурга М. Макдонаха уже не в первый раз демонстрируется челябинской публике. Постановка И. Зубжицкой бескомпромиссна со зрителем в страшном разговоре о тайниках творческого сознания и сознания вообще. Героя пьесы Катуряна в исполнении актера Льва Харламова интересовала, прежде всего, судьба его рукописи, а не судьба больного брата и детей-жертв.
Особый сюжет фестиваля - постановки по классическим произведениям, в основном по Достоевскому. Открытиями лаборатории стали спектакли «КЛАССИКА.РУ» Вологодского камерного драматического театра и «Раскол Родиона Романовича» театра «Добрица Милутинович» из Сербии.
Режиссер из Вологды Яков Рубин органично соединил тексты повестей «Белые ночи» Достоевского, «Воительница» Лескова и отрывки из романа «Евгений Онегин» Пушкина. Яркие актерские работы, глубинные открытия смыслов (чего стоит один только «сон Татьяны» под северное шаманское пение, дающее осознать тотемный и архетипический смысл образа медведя), изящный кивок в сторону современности – все это вместе создало ажурную, как вологодские кружева (по меткому сравнению всех членов экспертного совета!), прямо-таки музыкальную ткань спектакля.
Сербский спектакль сумел буквально за 45 минут действия погрузить зрителя в сущностные глубины одного из самых сложных романов Достоевского «Преступление и наказание». Два персонажа на сцене - Соня и Раскольников, две беды, два преступления. У одной в руках - Евангелие, у другого - топор. Занавес, отделяющий их друг от друга, упадет лишь в финале. Зрители меняются местами: одни сначала смотрят историю Сони, а другие - Раскольникова, потом - наоборот. Актер Владимир Балащак кажется вышедшим прямо из романа, изумительно хороша Елена Янклович в роли Сони… Всеми критиками была отмечена глубокая православная основа мировоззрения режиссера Драгана Йовичича-Йовича.
Еще одно «Преступление и наказание» привез театр «Волхонка» из Екатеринбурга. Спектакль на фестивальном показе получился тяжеловатым, показался перегруженным лишними деталями, оценка его колебалась от неодобрительной до восторженной. Главной ценностью этой работы, безусловно, являлось слово Достоевского, звучащее долго и напряженно, без скидок на быстрые темпы сегодняшней жизни. И это было на «ура» принято молодой студенческой публикой.
Спектакль НХТ «Бесы. Сценические опыты» был показан полностью. Всю трехчастную структуру этого театрального полотна участники и гости фестиваля смогли увидеть в один день и составить целостное впечатление. Спектакль был поставлен на очень высокую ступень в иерархии театральных работ не только на данном фестивале, но и в сегодняшнем русском театральном пространстве.
Спектакль Русского драматического театра из Костаная (Казахстан) стал добрым подарком фестивалю. «Нежданный повод для любви» (по румынской пьесе М. Себастьяна, известной всем как «Безымянная звезда») заворожил чистотой жанра и грамотно выстроенным традиционным, немножко архаичным, но этим и притягательным действием.
Фестиваль прошел в атмосфере настоящей театральной работы и взаимного тепла, столь редкого, к сожалению, в мире театра. Наверное, это получилось потому, что все ощутили ясно свое предназначение - быть людьми театра и делать театр. Есть надежда, что фестивалю суждена долгая интересная жизнь.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве