Юбилей министра джаза
Свое 70-летие Анатолий Кролл отметил 20 апреля на сцене Челябинской филармонии, где 55 лет назад началась музыкальная карьера знаменитого джазового пианиста, дирижера и композитора. Здесь нашла его официальная поздравительная телеграмма от президента Владимира Путина.
Поздравления челябинских коллег и друзей виновник торжества принимал в атмосфере всеобщей любви. Вечер был полон сюрпризов и экспромтов, как и полагается на джазовом концерте. Вел его сам юбиляр. Земляки величали его министром джаза, предводителем и первооткрывателем талантов, триумфатором, великим музыкантом. Анатолий Ошерович светился радостью и поделился с публикой:
- У меня огромные планы на будущее, даже значительнее тех, которые уже реализованы.
А что вспоминается ему из прошлого, когда он оказывается в родном городе?
- Родители и два моих старших брата были эвакуированы из Харькова во время войны, а я в 1943 году впервые глотнул челябинского воздуха, - рассказал Анатолий Ошерович. - Вспоминаю наше жилище в ветхом бараке. Среди старых кроватей и стульев красовалось видавшее виды пианино. Малышом я услышал выступление Александра Цфасмана, одного из родоначальников советского джаза, и пришел в неописуемый восторг. Пытался ему подражать. Годам к восьми стало неплохо получаться. Помню, меня как некий экспонат демонстрировали дирижеру оркестра из Молдавии. Я показал свои «фокусы», и он был поражен: ребенок, не зная нотной грамоты, лихо сыграл слева направо все, что слышал по радио.
Я остро реагировал на все музыкальные события. Чисто детские увлечения прошли стороной. Зато сбылась моя главная мечта. Челябинск, не будучи приоритетным в плане музыкальных достижений, дал мне профессию.
- Наверное, вы уже в детстве мечтали жить в Москве, иметь большую квартиру, дорогую машину?
- Не мечтал. Все это пришло со временем. В 15 лет я стал работать в оркестре при кинотеатре имени Пушкина, потом в Челябинской филармонии. Далее - Ульяновск, Ташкент, Тула. Москва гостеприимно приняла меня, дала большие возможности. Грех жаловаться, у нас хорошая квартира, есть дача, в семье большой автопарк. Правда, ездить некуда. В основном из-за автомобильных пробок. Живу в центре, пользуюсь метро, понимая, что это единственная возможность успеть куда нужно. А вот сын Олег - большой почитатель автомобилей. Он замечательный пианист, но и техника послушна его рукам. В семье никто не знает, где находится станция техобслуживания. Эту заботу Олег взял на себя.
Главное наше богатство - внуки Толя и Антоша. А еще десять собак и десять кошек, спасенных нами и нашедших приют на даче. Они полноправные члены семьи, от нас отличаются только тем, что не разговаривают и не ходят на двух ногах.
- Вы любите получать подарки? Тем более в юбилей.
- Самым дорогим подарком будет выступление моих коллег и друзей 29 апреля в Московском международном доме музыки на вечере «Анатолий Кролл - 70». Соберутся все музыканты и вокалисты, с кем связан жанром, творчеством, жизнью. С душевным трепетом жду эти «музыкальные приношения».
Концерт пройдет под эгидой ЮНЕСКО, членом исполкома которого я с некоторых пор являюсь. Кстати, недавно получил очень высокую награду - медаль ООН и российской комиссии по делам ЮНЕСКО, ее мне вручил министр иностранных дел Сергей Викторович Лавров.
Юбилейный концерт в Челябинске - подарок местных коллег и прежде всего моего друга детства Игоря Бурко, который эту программу организовал. Спасибо, что пригласили мой оркестр «Академик-бэнд», созданный в рамках знаменитой Гнесинки. Не преувеличу, назвав его одним из лучших концертных коллективов российского джаза, несмотря на молодой возраст исполнителей - от 19 до 23 лет. В коллективе почти всегда есть челябинцы - не по праву землячества, а по таланту. Когда-то в оркестре в «Академик-бэнд» играл Сергей Корчагин, ныне один из самых востребованных джазовых контрабасистов, с которым стремятся сотрудничать все джазовые звезды. Он представитель замечательной династии джазовых музыкантов, его папа - гитарист-виртуоз Константин Корчагин. А сегодня в оркестре играет и его младший сын Анатолий, мой студент. Еще один челябинский музыкант, тоже студент Виталий Сидоркин, играет на контрабасе.
Растить джазовых музыкантов - моя миссия. Иначе жанр не выживет. Еще недавно мы с коллегами грустили: вот кончится жизнь наших ветеранов, известных джазменов, и закончится джаз. Но появилась огромная армия замечательных ребят, любящих эту музыку. Радует, что джазовое образование развивается в ЧГАКИ, куда я нередко наведываюсь, возглавляя экзаменационную комиссию. Воспитание джазовых музыкантов приобрело государственный масштаб. Пусть не настолько, как хотелось бы, но это уже не самодеятельное творчество.
- Фильмы, для которых вы сочинили музыку, публика знает и любит. Сотрудничаете ли с театрами?
- Редко. В свое время Ион Унгуряну, который позже стал министром культуры Молдавии, был одним из ведущих режиссеров Театра Советской армии. Мы сделали спектакль по пьесе Юлиана Семенова, в нем играли Людмила Касаткина и Лариса Голубкина, с которой я дружу. Но кино считаю более контактным искусством. В кинематографе трудно существовать абстрактно. Один режиссер предлагал сотрудничать. Когда я спросил про творческую задачу, он сказал: «Ну, сделай что-нибудь». Я отказался. Не понимаю картин, где музыка используется как обои. Она должна играть роль наравне с актерами.
Меня связывает крепкая дружба с потрясающим, обожаемым мною человеком Кареном Шахназаровым и его семьей, что определило для меня приоритет кино. Человеческий фактор важен во всем, а музыка - дело чувственное. Мне очень дороги фильмы Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх», «Мы из джаза», «Американская дочь», «Всадник по имени смерть» и другие. Еще сотрудничал с кинорежиссером Валерием Ланским и телережиссером Евгением Гинзбургом. Хотя больше всего меня привлекает живое дело - концерты и сцена.
- Когда так много музыки, надо, наверное, переключаться? К примеру, взяться рассаду для помидоров выращивать.
- Это делает моя супруга Татьяна. С трудом представляю кого-то равного ей в этом деле. Она умудряется в Подмосковье выращивать помидоры пятнадцати сортов и по килограмму весом. Причем всех цветов радуги и даже черные. У меня такого увлечения нет. С удовольствием схожу в театр на хороший спектакль, но тратить свободное время просто так не получается. Даже не всегда успеваю выполнять свою обязанность как член Академии кинематографических искусств «Ника». Каждый год мне присылают огромное количество конкурсных картин, но отсмотреть их невозможно физически. Ратую за создание экспертного совета, который будет проводить эту работу, а я могу высказывать мнение.
- Челябинские старожилы помнят вас в оркестре кинотеатра Пушкина, который развлекал публику перед началом фильма.
- До моего появления там играл джазовый ансамбль, а в его составе - мой большой друг, прекрасный педагог Светлана Иванова и ближайший друг моего покойного брата Петр Туркин. А я попал в оркестр Николая Архипова в 14 лет, играл на аккордеоне вместе с легендарным контрабасистом Роликом Гейном и барабанщиком Юрием Фишером. И получил первый профессиональный опыт ансамблевой игры, поняв, насколько это ответственно. Мне и моим коллегам пришлось преодолеть много препятствий, чтобы доказать: джаз - не буржуазная музыка, каким его считали советские идеологи, это общечеловеческая ценность.
Я специально поместил в свой юбилейный буклет копию разгромного фельетона, опубликованного в 1965 году в газете «Вечерний Новосибирск». В нем мне рекомендовали забыть о профессии музыканта. Ну, нет. «Мы из джаза» - с гордостью говорил тогда и всегда буду говорить!
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве