Фотохудожнику Владимиру Белковскому 16 мая исполнилось бы 80 лет

Фотохудожнику  Владимиру Белковскому 16 мая исполнилось бы 80 лет

Он был одним из тех, кто создавал, а потом долгие годы направлял Челябинский фотоклуб в мире фотографии, создав из Челябинска одну из фотографических столиц Советского Союза.

Многие челябинские фотомастера нуждались в его совете, считая Владимира Белковского энциклопедистом фотографии и избрав на долгие годы своим художественным руководителем.

Он не был профессиональным фотожурналистом, считался фотолюбителем, работал радиоинженером в НИИИТе. Своим творчеством показал и доказал, что для того, чтобы сделать снимок, который «прогремит» не обязательно ехать за экзотикой или в «горячую точку».

Героями многих его известных работ были сыновья и их друзья по двору, знакомые. Одним из первых в городе мастер освоил жанр «ню» – в те годы не приветствовались съемки обнаженного женского тела, из-за этого фотохудожник даже не стал вступать в партию. Причем делал это так, что в его работах на первый план выходила не эротика, которой в последнее время никого не удивишь, а гармония, которую излучало с помощью фотомастера женское тело.

Главными своими снимками Владимир Белковский считал «Космонавт №…», «Жизнь бесконечна», «Уральская мадонна». За два последних он был удостоен Золотой розы – своеобразного «оскара» в художественной фотографии. Любил отдыхать на озере Кисегач и снял целый поэтический фотоальбом об этом уральском озере. Альбом готовился к печати, но почему-то не вышел. Дружил с художниками и скульпторами, писателями и артистами. К нему приносили свои первые работы будущие мастера фотографии, оценки своих работ «от Белковского» они помнят до сих пор.

Уральская мадонна

Женщина, держащая младенца на руках. Мадонна. Возможно, это один из лучших снимков в мировой фотографии на вечную тему материнства. Не случайно в начале 70-х годов прошлого века за него была присуждена одна из самых престижных фотонаград в мире – «Золотая роза». Снимок вошел в золотую коллекццию работ челябинских фотомастеров. Много раз публиковался и выставлялся в СССР и за рубежом..

В одном из фотоальбомов об Урале он оказался на одном развороте со стихотворением Людмилы Татьяничевой.

Начинается оно так:

- Наперекор

Изменчивой молве

Художники

Прославили в веках

Не девушку

С венком на голове

А женщину

С младенцем на руках.

А заканчивается:

- Девичья красота

Несовершенна:

В не нет еще

Душевной глубины.

Родив дитя,

Рождается Мадонна.

В ее чертах –

Миры отражены.

Отец никогда не рассказывал историю рождения этой фотографии, разгадал я ее «тайну», обнаружив как-то в семейном архиве снимок, из которого ,видимо, и выкристаллизовывалась «Уральская мадонна». Скажу лишь одно: женщина на нем – в полный рост, и надо было быть истинным художником, чтобы разглядеть в снимке для семейного альбома будущий фотошедевр.

Фотография эта со временем стала своеобразным талисманом. Уже четыре десятилетия она живет и в квартире нашей семьи, и в Москве, в семье Николаевых, прекрасная половина которой и стала «уральской мадонной». Да и Марина, которая когда-то «позировала» на руках своей мамы, уже давно сама стала мамой. Мадонной. Правда, уже Московской.

Космонавт № и другие дети

Можно долго говорить о том, как лучше фотографировать детей, чтобы получился кадр, радующий и удивляющий всех, кто его увидит. Но лучше показать такие фотографии челябинских фотомастеров, снимки, которым уже много лет, герои которых уже давно не дети, а работы эти живут, являясь образцами в жанре «Детское фото». Одним из признанных мастеров такого портрета был Владимир Белковский.

Посмотрите их внимательно, уловите тот образ, который увидел в жизни ребенка фотограф и запечатлел его для нас уже на долгие годы. Вот космонавт, взгляд малыша устремлен в небо, а шапка напоминает шлем космонавта. Вот первая высота, а сколько высот нужно будет преодолеть этому малышу в жизни…

Возможно, что первоначально эти фотографии делались для себя, для семейного альбома, а оказалось – облетели многие выставки, страницы многих журналов, альбомов и газет… Владимир Васильевич любил повторять, что если спустя 20-30 лет от фотографа останется десять работ – хорошо.

Главными своими снимками Владимир Белковский считал «Космонавт №…», «Жизнь бесконечна», «Уральская мадонна». За два последних он был удостоен Золотой розы – своеобразного «оскара» в художественной фотографии. Любил отдыхать на озере Кисегач и снял целый поэтический фотоальбом об этом уральском озере. Альбом готовился к печати, но почему-то не вышел. Дружил с художниками и скульпторами, писателями и артистами. К нему приносили свои первые работы будущие мастера фотографии, оценки своих работ «от Белковского» они помнят до сих пор.

Почти две недели в Центральном Доме художника москвичи знакомились с творчеством семьи Белковских: фотографиями Владимира Белковского, картинами Игоря и графикой 12-летней тогда Насти. Было это уже в далеком 97-м году.На открытии собралось немало земляков– поэт Валентин Сорокин, автор и исполнитель песен Олег Митяев и другие известные экс-челябинцы. Появился Владимир Винокур.

Пресс-секретарь губернатора Челябинской области Павел Большаков зачитал приветственный адрес Петра Ивановича Сумина, именно он был в те годы губернатором Челябинской области. В нем говорилося: «Без преемственности поколений и культуры я не представляю себе возрождения России. Три поколения художников семьи Белковских – это уникальное, оптимистическое явление в культуре нашего Отечества».

Прошло много лет с той выставки. У Игоря Белковского есть желание сделать новую большую выставку в Москве – из своих картин и фотографий отца. И эти слова - про «оптимистическое явление в культуре нашего Отечества» зазвучат вновь.

VK31226318