Новости

Ребенка забрали из неблагополучной семьи судебные приставы.

Дома строились по муниципальному контракту и в итоге были признаны аварийными.

Девочка пропала в понедельник по пути в школу.

По неподтвержденной информации, ешеход в тяжелом состоянии был экстренно госпитализирован на "скорой".

Совместно с представителями оргкомитета «Россия-2018» позитивно оценили ход реконструкции.

39-летняя екатеринбурженка пропала три дня назад.

Минувшим вечером у маршрутного такси №92 взорвалась шина.

Девушку не могут найти вторые сутки.

Связисты назвали активных пользователей сети 4G среди знаков Зодиака.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

Посол культуры

06.06.2013
Профессор ЧГАКИ Бозор Сафаралиев находит много общего между культурой Южного Урала и своего родного Таджикистана

Профессор Челябинской государственной академии культуры и искусств (ЧГАКИ), доктор педагогических наук Бозор Сафаралиев уже восемь лет живет в Челябинске. Он находит много общего между культурой Южного Урала и своего родного Таджикистана.

- Бозор Сафаралиевич, в последнее время я все чаще убеждаюсь, что в слово «культура» многие люди вкладывают разный смысл. Говорят, есть несколько толкований этого понятия. Какого определения придерживаетесь вы?

- Действительно, сегодня есть около 400 толкований слова «культура». Мне ближе исторический, классический смысл - возделывание. Важно знать, кто создает культуру и для чего. И понимать: это монокультура или более широкая? Я вижу культуру как человеколюбие. Каждый народ внес свою лепту в общемировую сокровищницу. Например, города Бухара, Самарканд были кем-то построены от души. А что оставят после себя люди нашего поколения? Я студентам говорю: «Дай Бог нам хотя бы сохранить то, что имеем». Если мы сумеем развить культуру, то вообще прекрасно.

- Что ваш родной таджикский народ внес в сокровищницу мировой культуры?

- У входа в здание ООН начертано четверостишие великого Саади. Его смысл такой. Все человечество тесно связано, это единый организм, затронете какую-нибудь часть - страдает он весь. Самый главный вклад - это то, что таджикский народ никогда не был воинствующим. Так было и в пору зороастризма, в доисламское время, и потом. То, что случилось в конце XX века, - совсем другое. Чем больше духовности, тем меньше конфликтов.

У нас нет склонности к ним, к какому-то выяснению отношений. Таджикский народ оставил изречения, которые до сих пор используют все цивилизации. Основоположники нашей литературы - Фирдоуси, Саади, Хайям - классики не только моего народа, а всего мира. Они знали произведения больших европейских писателей. Раньше шло и сейчас продолжается взаимовлияние литератур. Очень важно, что, приняв ислам, таджикский народ не потерял свой язык, не стал говорить на арабском. Сохранились традиции обрядовой культуры. К примеру, сегодня у нас есть дома огнепоклонников, то есть в стране до сих пор используются элементы зороастризма.

- Чем таджики отличаются от других народов Центральной Азии?

- Таджики больше всего занимались аграрным сектором. Это были не кочевники, а оседлые, у них совершенно другая философия жизни. Они творили, создавали. При возведении Нурекской ГЭС строители обнаружили древние останки, как у римлян - амфитеатр, решено было сохранить находку и строить дорогу в другом месте, а на раскопках начали работать археологи. Но у нас все-таки мало исследований доисламского периода. Вы смотрите, где Таджикистан и где Челябинская область. В Аркаиме жили сарматы, там были пришлые, оседлые народы из Средней Азии. Мне интересно выявить элементы того периода, воплощенные в сегодняшнем дне.

- То есть связь между нынешним Таджикистаном и нынешней Челябинской областью и Россией была уже тогда!

- Да! Я давно хочу провести исследование доисламского периода жизни Таджикистана, организовать экспедицию. Думаю, она позволит собрать больше материала и о контактах наших регионов в древности. Но, к сожалению, пока мы не находим поддержки из-за финансовых проблем в республике.

Не менее интересна современная история таджиков. После событий 90-х годов представители нашего народа разъехались по всему миру. Они есть в Европе, Австралии, США, Канаде, Японии, Африке и так далее. Но, к сожалению, средства массовой информации очень любят обидное слово «гастарбайтер». Произнося его, мы забываем историю взаимовлияния, взаимопомощи. Первая газета на таджикском языке вышла в XIX веке не где-нибудь, а в Оренбурге, на территории России. Так было до революции 1917 года и после нее. Говоря о взаимовлиянии и взаимопомощи России и Таджикистана, можно вспомнить и Петра I.

- Мы больше знаем, что этот император смотрел на Запад, «прорубал окно» в Европу, а тут - Восток.

- Он давал наставление дипломатам, когда они уезжали в Бухару (сейчас относится к Узбекистану): работайте, находите ключи взаимопонимания во благо взаимовыгодных условий и развития торгово-экономических отношений, но не лезьте в традиционную духовную культуру народа, в религиозные дела. Эти слова применимы и сегодня.

Более 90 процентов жителей Таджикистана - приверженцы ислама, и в 90-х годах XX века некоторые властолюбцы использовали религию для достижения своих целей и власти. Как результат - появились беженцы.

- В итоге в массовом российском сознании слово «таджик» не имеет того культурного значения, о котором мы с вами говорим.

- Одна из причин - плохое знание русского языка, хотя в Таджикистане программу его изучения не сокращали, в университетах готовят преподавателей русского языка и литературы. В прошлом году я разработал программы по работе с мигрантами, которые пока никем не реализованы. Предлагал их национально-культурным центрам. Речь, в частности, шла о том, чтобы те, кто сюда приезжает, в организованном порядке изучали язык, культуру, законодательные нормы, этикет, получали профессию и сертификат, а потом устраивались на работу. Но как получается? Где-то один из десяти человек проходит по этому пути. Подавляющее большинство приезжих говорит: «Какая разница, если будут выдворять?» В реалии эта информация не соответствует действительности!

- Только ли язык является причиной?

- Нет. Главное - для чего и как люди приезжают из Таджикистана сюда. Вот приземлился самолет, и некоторые пассажиры даже не знают, куда они прибыли! И соглашаются на все - разнорабочим так разнорабочим. Их надо еще там, в Таджикистане, готовить.

В республике есть миграционное ведомство, которое должно быть заинтересовано, чтобы мигранты знали элементарные основы разговорной речи, законы России. Но этого нет, никто этим не занимается! Я уже не говорю о знании культуры, традиций и быта страны. Иногда замечаю: «В одноглазом городе будьте одноглазыми!» Раз они приезжают сюда, то должны знать страну.

Я в Россию приехал в 1978 году, и мне тоже было трудно, но меня учили хорошие педагоги в школе и вузе. А для многих прибывших из Таджикистана и других республик знания не являются приоритетом. К сожалению, на Южном Урале тоже мало мест, где они могли бы их получить. Нет в Челябинске специальных образовательных курсов массового характера для детей и для тех, кто приезжает сюда на работу. В моей программе указано количество часов для изучения традиций, законов, получения профессиональных навыков.

- Недавно я услышал, как вас назвали послом культуры.

- Однажды мне сказали: «Вот вы появились здесь, и тогда мы узнали таджикский народ». Я был удивлен. Как? Прошло всего около 20 лет после распада СССР, до этого знали о нашем народе и вдруг забыли?! Такое стало возможным, потому что большинство средств массовой информации однобоко рассказывают о таджиках, особенно телевидение. Вот попался человек на чем-то, он таджик, и делается неожиданный вывод, что все люди этой национальности такие. Тут поможет только просветительство.

У нас в академии культуры были мысли: давайте дружить с вузами Запада! Но ректор Владимир Яковлевич Рушанин сказал твердо: мы не должны терять наших старых друзей, с которыми когда-то жили в едином Советском Союзе, а дальше - дело другое. В итоге были подписаны двухсторонние договоры о сотрудничестве между вузами и организациями стран СНГ и дальнего зарубежья. В Душанбе пригласили творческие коллективы нашей академии. Во время выступления театра-студии «Бабы» под руководством профессора Елены Калужских зал Таджикского русского драматического театра имени Владимира Маяковского был полон в течение недели! На международном фестивале в Таджикистане рукоплескали камерному оркестру ЧГАКИ «Классика» под руководством профессора Адика Абдурахманова.

Творческая делегация из Ташкентского государственного института культуры имени А. Кадыри постоянно приезжает в Челябинск на Международный праздник «Навруз». Академия также участвует в различных международных научных форумах, организуются совместные мастер-классы, публикуются сборники научных трудов и монографии наших ведущих ученых и коллег из вузов-партнеров.

На основе межгосударственного договора о сотрудничестве по квотам Министерства образования и науки и поддержки Министерства культуры РФ дипломы о высшем профессиональном образовании нашей академии получили студенты из Таджикистана, Узбекистана и Монголии, проходят курсы повышения квалификации специалистов культуры и искусств. И сегодня в стенах академии, где созданы благоприятные условия для учебы, продолжают обучаться представители этих и ряда других стран.

- На юбилее факультета Евразии и Востока ЧелГУ вы сыграли на необычном инструменте.

- Это был традиционный национальный духовой музыкальный инструмент - най, давно и с удовольствием на нем играю для себя и друзей. Хотелось как-то порадовать собравшихся.

- А вообще как вам в Челябинске живется?

- Я приехал в Челябинск из Москвы и Уфы. Через некоторое время меня приглашали обратно в столицу. Отказался. Почему? Это теперь другой город, там уже почти нет тех москвичей - добрых, отзывчивых, хлебосольных. Сейчас в столицу едут все кому не лень, в ней очень много криминала. Исчезает ценность, привлекательность Москвы. Когда-то я мог поздно вечером после театра спокойно погулять по ее улицам. Теперь не могу там долго находиться.

А Челябинск мне нравится. Как-то заметил, что в Татарстане разговаривают на тон выше, в Башкирии - на полтона, а здесь - тот тон, который для меня приемлем, который не мешает другим. Тут могу ночью выйти из дома и погулять - как в студенческие годы в Москве.

В Челябинске я реализуюсь как профессионал, у нас достаточно хороший педагогический коллектив, город близок мне духовно, исторически он сложился как многонациональный. Здесь намного меньше недоброжелателей к человеку другой крови. Хотя понятно, что отношение зависит от твоего собственного поведения, твоей работы. Я ни разу ни от кого не слышал, что «понаехал».

Наша справка

Бозор Сафаралиев родился в 1956 году в поселке Яван Таджикской ССР. В 1982 году окончил Московский государственный институт культуры (МГИК). Работал преподавателем Таджикского государственного института искусств им. М. Турсун-заде. В 1991 году защитил в Москве кандидатскую диссертацию. Работал начальником главного управления культурно-просветительных учреждений Минкультуры Таджикистана. В 1993 году был направлен на обучение в докторантуру Московского государственного университета культуры и искусства (МГУКИ - новое название МГИК). В 1998-м защитил докторскую диссертацию. Работал директором НИИ культуры и информации Минкультуры Таджикистана, ученым секретарем Учебно-методического объединения вузов РФ, одновременно - профессором в МГУКИ. В 2004-2005 годах - профессор Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления и права (Уфа). В 2005-м переехал в Челябинск. Сфера научных интересов - исследование проблем изучения истории мировой духовной культуры, инновационных подходов в социально-культурном проектировании и развитие международного сотрудничества в области образования, науки, творчества. Член докторских диссертационных советов по теории, методике и организации социально-культурной деятельности при ЧГАКИ и Казанском государственном университете культуры и искусств, подготовил несколько кандидатов наук. В 2012 году избран членом-корреспондентом Российской академии естествознания.

Полный текст интервью - levluzin.ru

Комментарии
Комментариев пока нет