Зачарованный «Странник»
Так часто бывает: «Странник» - одна из лучших фотографий магнитогорца Игоря Лагунова - родилась совершенно случайно.
Сойдя с волжского парома на пристань небольшого городка Макарьевск Нижегородской области, Игорь невольно обратил внимание на идущего по дороге человека с мешком за плечами и пошел за ним, делая кадр за кадром. На первый взгляд, в этой фотографии нет ничего особенного: просто человек и дорога, над ними небо и облака, на заднем плане фигурки других пассажиров парома, но, глядя на этот снимок, почему-то начинаешь думать о судьбе, призвании, человеческом одиночестве…
Когда в 1998 году на Южный Урал приехал всемирно известный фотограф Йозеф Куделка из фотоагентства «Магнум», он специально заехал к Игорю Лагунову, чтобы пожать ему руку - за «Странника».
У Лагунова есть свойственное настоящим фотохудожникам качество: рассказывая о своих героях, он всегда угадывает что-то сокровенное и в нас, зрителях, и от этого рождается чувство сопричастности к предмету изображения, как если бы ты сам шагал по дороге с мешком за плечами и сомнения сменялись надеждой…
Игорь Лагунов - разноплановый мастер, снимающий жизнь во всех ее проявлениях. Особенно ему удаются кадры, изображающие будни российской деревни. На снимках Игоря она предстает совсем не такой, какой мы видим ее на федеральных телеканалах. Серии «Колхоз «Путь к коммунизму», «Из жизни сельского молельного дома», фотографии, рассказывающие о буднях психоневрологического интерната, наполнены дыханием реальной жизни.
Многие из этих работ были опубликованы в журналах «Огонек», «Столица», на страницах зарубежных изданий.
Семь лет назад Лагунова пригласили участвовать в экспедиции, организованной на Алтай Новосибирским институтом этнографии и археологии РАН. Ее результатом стала серия работ в любимом Лагуновым жанре социального репортажа, где уникальность человеческой биографии сочетается с этнографическими деталями, подробностями быта.
- В глубинке жизнь держится на устоях, традициях, без этого там не выжить, - считает Лагунов. - Именно поэтому здесь все сохраняется, передается из поколения в поколение и представляет огромный интерес для этнографа, историка, фотографа.
В жанре социального репортажа выполнена и другая серия Лагунова - «Призыв», за которую он получил первое место на международном конкурсе имени Карла Буллы в Санкт-Петербурге. А серия «Рабочие Магнитки», представленная на конкурс «ФотоСоюз-2011», позволила ему войти в десятку лучших фотографов России.
Удаются фотографу и жанровые сцены: бабушки у околицы, в разговор которых бесцеремонно вмешался котенок, деревенская свадьба, картинка у хлебного ларька. Здесь нет постановочных кадров, все узнаваемо, органично. Фотограф сам сродни этой стихии, чувствует себя в ней своим и относится к своим персонажам уважительно, как к равным. Никогда не снимает без разрешения, сначала старается разговорить собеседников, расположить их к себе и только потом нажимает на затвор. Люди платят ему взаимностью, сохраняя в кадре естественность поведения, жеста, обживая пространство фотографии как обживают новое жилище.
Настойчивость и целеустремленность помогают Лагунову оказываться в нужное время в нужном месте. Он участвует в престижных выставках, крупных культурологических проектах (с 2010 года совместно с московским Домом фотографии» занят в проекте «Магнитка - две эпохи»), отправляется в зарубежные поездки, во время которых знакомится с признанными мастерами фотографии. Среди его учителей Владимир Семин, Юрий Козырев, Павел Кривцов...
…Игорь Лагунов родился в талантливой семье. Отец Анатолий Федорович - художник от Бога, сестра - учитель, организатор школьного театра, автор стихов и рассказов. В шестом классе родители подарили Игорю фотоаппарат, и он фанатично снимал все, что попадало в объектив его «Зенита»: друзей, одноклассников, домашних животных, переснимал целые фильмы с экрана ТВ…
К десятому классу Лагунов был уже нормальным профессионалом. Мечтал о ВГИКе, но, трезво оценивая подготовку, полученную в обычной Чесменской школе, поступил в Челябинское культпросветучилище на отделение «руководитель фотокиностудии». Здесь, в Челябинске, узнал о существовании местной школы фотографии, а во время поездки в Армавир, куда приехал за своим первым дипломом за участие в фотоконкурсе, познакомился с руководителем челябинской областной фотостудии «Каменный пояс» Владимиром Богдановским.
Это было в начале восьмидесятых. С тех пор Лагунов верен выбранной фотошколе. В 1990 году выиграл главный фотоприз за всю историю «Каменного пояса» - европейский круиз по девяти странам, результатом которого стали сотни новых фотографий.
- Ко времени моего прихода в «Каменный пояс» я уже имел профессиональный опыт: поработал в местном ДК, в газете «Степные зори», хорошо узнал жизнь района, сделал тысячи снимков, - вспоминает Игорь. - Но именно в «Каменном поясе» я получил импульс, который дает возможность постоянного творческого развития, именно здесь нашел творческую среду, единомышленников и услышал напутствие - каждый кадр снимать как последний.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве