Владимир Богдановский отмечает юбилей открытием персональной фотовыставки
Владимир Богдановский, знаменитый челябинский фотомастер и директор областного краеведческого музея 30 июня отметит 60-летие. А в понедельник, 1 июля, откроет персональную выставку «Радости жизни», где на шестидесяти планшетах будут фотографии Богдановского, сделанные за последние пять лет в России и Америке, Азербайджане и Франции, Турции, Вьетнаме, Коста-Рике…
Владимир Иванович - редкий человек. Настоящий европеец, каковых в нашей, в общем-то, глубоко азиатской местности раз, два и обчелся. Неизменно выдержан, доброжелателен, ровен, никогда не кричит и не суетится, кажется, даже никогда никуда не торопится, а успевает в сто раз больше, чем торопливые крикуны. Элегантен всегда, любимые дорогие костюмы умеет носить, что особое искусство. Его солидности и надежности, кажется, конгениальны только его же автомобили.
Недаром, когда три года назад Богдановский открывал выставку Челябинского краеведческого музея во французском Сент-Этьене, сразу несколько французских дам дотошно выспрашивали у директрисы дружественного сент-этьенского музея, женат ли челябинский директор (женат и очень удачно).
Все вышеперечисленное (и многое другое, прежде всего выдающиеся профессиональные достижения в главном деле жизни - фотоискусстве) к Владимиру Ивановичу, разумеется, не пришло сразу и просто так. Он - классический образец того, что называется американским оборотом «сэлфмейдмэн» - человек, сам себя сделавший, выстроивший судьбу своими руками и головой. С мальчиком из села Кизилчилик, откуда до ближайшего центра цивилизации (этот центр называется Карталы) пятьдесят километров, иначе и быть не могло.
В прошлом году увидела свет небольшая книжка воспоминаний мамы Владимира Ивановича Анны Михайловны Богдановской «Вслед убегающим годам» (сын был инициатором издания этих мемуаров, которые записала Татьяна Марьина). Книга издана, что называется, для родных и близких, тиражом двадцать экземпляров, но и на человека со стороны производит сильнейшее впечатление.
Понимаешь, что откуда. Трагическая глава о пожаре, в котором погибли брат и сестра Володи, а он, двухлетний, спасся. После этого надо жить за троих. Понимаешь, почему в этой семье вырос не просто фотограф, а фотохудожник. Мама, единственная в Кизилчилике, рисовала, точнее даже, писала маслом. Грунтовала холсты, делала копии «Трех богатырей», «Утра в сосновом бору», «Аленушки»… В селе и окрестностях был большой спрос на эти полотна. «Мама была и менеджер, и исследователь рынка, и творец, и продавец…» - вспоминает Владимир Иванович.
Все эти способности с годами проявились и у сына-фотографа. Впрочем, свой первый фотоаппарат (разумеется, это была «Смена-8М») Владимир взял в руки, уже уехав из села и поступив в пятнадцать лет на физкультурное отделение Магнитогорского педучилища. Когда пришел в армию, в секретные ракетные войска стратегического назначения, фотоаппарат этот тут же отобрали, но по окончании службы вернули.
В фотокарьере Владимира Богдановского было много этапов, нет никакой возможности подробно остановиться на каждом. Был этап овладения мастерством, техникой, здесь бесценной оказалась работа учеником лаборанта-цветника в челябинском ателье цветной фотографии «Радуга Урала» на проспекте Ленина. Там, кстати, Богдановский познакомился с легендарным фотомастером Юрием Теушем.
Была репортерская работа в газете «Челябинский обувщик», было непростое вхождение в Челябинский городской фотоклуб, мэтры которого были все же людьми другого поколения и других фотоприоритетов. Было создание собственного фотоклуба «Каменный пояс» (название предложил Дмитрий Бойко), который начинался со шкафа, выделенного Богдановскому в областном научно-методическом центре народного творчества, продолжился подвалом на Кировке, что с конца восьмидесятых стал средоточием южноуральского фотопроцесса, собирателем идей и людей, организатором качественно новых экспозиций, в том числе зарубежных.
Из клуба выросло издательство, на счету которого множество уникальных проектов, одни энциклопедии «Челябинск» и «Челябинская область» (последняя в семи томах) чего стоят. Проекты эти объединяли сотни людей, вызывали живейший интерес и ревность власти.
Постановление об издании областной энциклопедии родилось, пока шло заседание правительства области, в начале которого тогдашний мэр Челябинска Вячеслав Тарасов подарил тогдашнему губернатору Петру Сумину городскую энциклопедию. «А почему у нас нет такой?» - спросил Сумин вице-губернатора Константина Бочкарева. К концу заседания тот вместе с Богдановским написали проект постановления и подписали его у губернатора.
Покойного Бочкарева, фигуру, мягко говоря, противоречивую, Богдановский довольно часто поминает добрым словом, Константин Николаевич был у истоков многих издательских, культурных проектов, равных которым в новейшей истории края что-то не видно. А Владимир Иванович умел работать и с ним, и с другими начальниками, оставаясь человеком свободным и, что уж совсем поразительно, абсолютно непьющим.
Самым дорогим и важным для себя издательским проектом Богдановский считает даже не собственные авторские фотоальбомы с грандиозными пейзажами сначала только Урала, а теперь уже и всего мира («Ландшафты Южного Урала», «Времена года», «Красивейшие места мира»), не тысячестраничные тома энциклопедий, а пятитомник «Челябинская область в фотографиях. 1900-2000», где нет ни одного снимка Владимира Ивановича. «Чтобы никто не заподозрил в личном пристрастии», - говорит он. Зато все остальные авторы южноуральского фотовека здесь представлены серьезно и полно. На Московской международной ярмарке этот альбом был признан «Книгой года».
Директором краеведческого музея Богдановский был назначен в 2004 году, когда уже существовали фундамент и каркас нового здания. Именно они с их пустотами и трещинами сегодня особенно беспокоят директора. Есть программы (и вроде бы даже финансы) укрепления здания, закачки бетона.
Богдановский нашел союзников (дизайнера Александра Тимарцева, питерскую фирму «Раритет», челябинских художников, музейщиков разных поколений), что превратили это не самое гармоничное пространство в место, где человеку комфортно, куда ему хочется возвращаться. В безусловно лучший музей Челябинска, работающий 360 (!) дней в году и никогда не пустующий.
Бывают недели, когда в краеведческом выставки открываются ежедневно. Десять тысяч квадратных метров площади (ровно половина - выставочные), двести сотрудников, постоянно генерирующих новые идеи: после музея на крыше возникает Сад камней, затем Романовский зал, инновационные образовательные, просветительские, издательские, международные проекты.
Из последних Богдановский по-особому вспоминает ту самую выставку в музее искусства и промышленности французского Сент-Этьена. Краеведческий впервые выбрался за границу, и, казалось, все было против этого проекта. На каждое вывозимое полено (а челябинцы построили в своей экспозиции настоящую уральскую избу) оформлялся отдельный документ, эти поленья так до сих пор и живут в музее как «основные средства». Совсем не было денег. Водители фур по дороге останавливали движение, потому что не решался вопрос с оплатой. Когда все же добрались до узких улочек Сент-Этьена, увидели людей с плакатами. Это оказались бастующие технические работники того самого музея. Все проблемы решали на ходу, волнуясь за то, вызовет ли интерес сам замысел экспозиции «Советский Урал. 1950-1980 гг. История советской бытовой техники. 1950-1980 гг.». Что французам XXI века наши старые телевизоры, радиоприемники, кофеварки и радиолы, пусть даже этот предметный ряд и поддержан замечательными фотографиями?
Народищу на открытии была уйма, но лица поначалу были настороженными. «Боялись пропаганды», - признались потом Богдановскому французские коллеги. А увидели подлинное, настоящее, в чем-то родное. К Богдановскому и вице-губернатору Вадиму Евдокимову (речь на открытии последний говорил по-французски) выстроилась очередь сент-этьенцев, желающих поведать, что у их бабушки был похожий приемник или пылесос. А на выставке все лето был аншлаг.
Богдановский не был бы самим собой, если бы с годами не превратил бы свой краеведческий музей еще и в музей фотографии. Сейчас под его крышу перебрался городской фотоклуб, обретший новое дыхание и очень гармонично существующий рядом с «Каменным поясом», где по-прежнему бурлит молодая энергия бесконечно новых лиц и кадров.
Сам «Каменный пояс» со своими издательскими проектами с недавних пор стал структурной частью краеведческого музея, и планов - громадье. Фактом не только российской, но и международной фотожизни стали ежегодные фестивали фотографии в краеведческом - фотофесты. Ближайший пройдет в сентябре.
А на юбилейной выставке, что откроется в понедельник, Богдановский собирается удивить и формой, и содержанием. Огромный размер фотографий практически позволит зрителю оказаться в том же пространстве, где находился фотограф, увидеть ровно то же и так же, оценить тонкости съемки и эффекты, напоминающие о больших живописных полотнах.
Что касается содержания, то вдруг обнаружилось, что сегодняшнего мастера интересуют не столько излюбленные пейзажи (хотя им отдано должное), сколько люди. Люди обычные, незнаменитые, события неглобальные: дом, семья, дети, маленькие радости (напомню, что название экспозиции - «Радости жизни»). Люди из разных уголков Земли.
…Владимир Иванович начинает рассказывать про то, как недавно снял счастливую французскую семью, возвращающуюся с праздника урожая на старом колесном тракторе, глаза его загораются, а я понимаю, что он все-таки по-прежнему более всего человек с фотоаппаратом. Но и с музеем, и с много чем еще. И со всем этим справляется прекрасно.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве