У современного танца в Челябинске появилась современная публика

У современного танца в Челябинске появилась современная публика

Уже третий раз в Челябинске прошла международная лаборатория современного танца, что свидетельствует о серьезности данной творческой инициативы и наводит на глубокие размышления. Ими с читателями МедиаЗавода делится челябинский балетный критик Татьяна ВОЛЬФОВИЧ.

В плане развития искусства современного танца Челябинск отнюдь не среднестатистический российский город. Конечно, мы не впереди планеты всей, даже если сравнить с соседом Екатеринбургом, где contemporary dance развивается активнее, но и не в конце этого движения, а, пожалуй, ближе к началу.

О пионерах танца и публике

И у нас были свои пионеры (Любовь Ивлева, профессор ЧГАКИ, Владимир Пона, основатель муниципального театра танца), с 1993 существовал постоянно действующий целое десятилетие фестиваль современного танца, инициированный Мариной Куклиной (сейчас благополучно работающей в Москве).ой

Были и продолжатели, целая плеяда хореографов, выпускников академии культуры и искусства, сейчас также работающих в Москве и за рубежом. Некоторые из них уже стали обладателями самой престижной в нашей стране театральной премии «Золотая маска». Поэтому, наверное, совсем не случайно такая лаборатория осуществилась именно в Челябинске. То есть возникло все это не на пустом месте.

Но есть, между тем, одна очень серьезная проблема – востребованность этого искусства публикой. В Челябинске так и не сложилось сколько-нибудь обширной аудитории приверженцев современного танца. И действительно, искусство это непростое, то, что называют сейчас современным танцем, - не просто другой вид хореографии, это, как сказала в одной из своих статей французский историк танца Шанталь Обри, «другая культура».

То есть здесь другое все. Это совсем иной способ художественного мышления, который сформировал и новую художественную форму, и новую систему выразительных средств. Сейчас много говорят о смене человеческого сознания, которое проявляется не только в хореографии, но и практически во всех других видах искусства, в науке, вообще во всей сфере человеческого бытия. И как всякое новое, тем более такое кардинальное, эта смена происходит непросто.

И не везде одинаково. В Екатеринбурге, к примеру, новое искусство гораздо легче пробивало свой путь в массы и утвердилось гораздо прочнее, а в Челябинске долго оставалось, как сказал один шутник, уделом «танцменьшинств».

А мы могли бы?

Но вернусь к самой лаборатории. В этом году она значительно расширила сферу своей деятельности. Появились детские группы. Расширилась ее публичность. Увеличилось количество различных показов, которые начались задолго до закрытия и отличались разнообразием: начиная от привезенного уже готового спектакля и кончая произведениями, спектаклями, просто лабораторными этюдами, созданными уже непосредственно за эти 10 дней.

Многое из того, что было показано, мне как все-таки достаточно искушенному зрителю, было просто интересно смотреть. И возник вопрос: а может ли хоть какой-нибудь наш профессиональный театр сделать что-нибудь подобное в такие сроки? Сильно сомневаюсь. Но не это главное.

Лаборатория проходила по нескольким направлениям, их сейчас модно называть модулям: лаборатория для хореографов, практикум, мастер-классы, детский танцевальный лагерь, интеллектуальная парадигма. И если мастер-классы по освоению разных танцевальных техник для нашей страны уже не редкость, они регулярно проходят в Москве, в Екатеринбурге, то практикум для педагогов, который уже в третий раз представляет Джоан ван дер Маст (Нидерланды), проходит, наверное, только в Челябинске, а если и не только, то все равно это редкость.

То, что представила гостья из Нидерландов, незнакомо нашей педагогике. Ее рационалистически изощренное расчленение учебного процесса не свойственно нашей педагогической школе. Бесспорно, она открыла нашим педагогам новое окно в педагогический процесс. И этих вновь открывшихся окон было немало

Главное - индивидуальность

Второе новшество, которое несет эта лаборатория, – выработка индивидуального стиля. Это основная тенденция всего западного искусства на сегодняшний день. Но там и в жизни главный постулат моды – не быть похожим на соседа.

В нашей жизни, когда мы совсем недавно отошли от способа бытия в едином порыве, когда кто не с нами, тот против нас, вырваться за пределы общепринятого очень трудно, тем более что вся система нашего образования направлена на коллективные формы обучения и на передачу знаний и умений от педагога к ученику. Где уж тут проявить свою неповторимость, когда педагог непременно будет тебя оценивать.

И тем не менее. Одним из самых ярких, на мой взгляд, итогов работы проекта был показ лаборатории для хореографов, где шесть участников представили свои произведения, созданные за прошедшие 10 дней. Если сравнивать их с тем, что было показано в прошлом году, когда ориентация на индивидуальность уже была объявлена, то работы этого года мне показались гораздо интереснее и, самое главное, намного разнообразнее. То есть формирование собственной неповторимости обнаруживает явную тенденцию.

Вспоминаю прошедший в этом году в Челябинске фестиваль «Весна студенческая», его номинацию «Современный танец». На сегодняшний день коллективы в стиле contemporary dance существуют буквально во всех наших вузах, а в некоторых их даже несколько. Уровень подготовки достаточно высокий.

Танцевать мы научились, а вот проявлять свою индивидуальность пока не очень. И все-таки влияние лаборатории налицо. Я думаю, уже стоит ждать на следующую «Весну» более содержательных и неповторимых произведений.

Если говорить об остальных показов, а их было достаточно много, каждый из 10 педагогов представил свой результат. Они также были, каждый по-своему, интересны. Однако на этот раз помимо всего прочего было показано два спектакля.

«Переезд» обозначался как пластическая драма и был представлен нашей землячкой, ныне проживающей в Санкт-Петербурге Ксенией Петренко. Стоит отметить, что исполнителями были екатеринбургская танцевальная компания «2046» при участии актеров Екатеринбургского театра юного зрителя. Вот такая география.

И вот в этом-то спектакле точно видна яркая неповторимая индивидуальность автора. Но он создавался задолго до лаборатории и был уже неоднократно показан зрителям. После челябинского спектакля организаторы лаборатории провели обсуждение, в котором приняло участие не так много зрителей, но оно было жарким и конструктивным.

Второй спектакль назывался «Крупицы правды». Он создавался во время лаборатории датским хореографом Штефани Томасен. Не могу утверждать, но мне он показался более традиционным и менее глубоким, чем предыдущий.

В этом году исполняется ровно 20 лет с момента появления новой хореографии в Челябинске. В 1993 году Марина Куклина организовала гастроли екатеринбургского театра «Провинциальные танцы» со спектаклем «Версии-1» в постановке ныне хорошо известного практически во всем мире хореографа Татьяны Багановой.

Я думаю, любители балета слышали о ее работе с Большим театром над постановкой «Весны священной» Игоря Стравинского, кстати, там принимала участие наша землячка Ольга Севостьянова, ныне танцовщица труппы «Провинциальные танцы». Те гастроли двадцатилетней давности вызвали большую полемику у зрителя, по правде сказать, не очень многочисленного.

Сейчас ситуация несколько изменилась. Все показы происходили практически при полном зале, а ведь рекламы почти не было, разве что через Интернет. Изменилась и сама публика. По большей части это, конечно, молодежь. Новому поколению нелинейность мышления «хореографических меньшинств» уже более близка и понятна.

Возможно, скоро contemporary dance уже выйдет из этого гетто. Многие, начинавшие это дело 20 лет назад, либо уехали, либо сдались перед пассивностью окружения. Поэтому, я думаю, стоит выразить слова огромной благодарности всем организаторам проекта лаборатории (особенно Маргарите Мойжес) за предоставленную возможность ощутить себя в своей тарелке всем, кто творит не по правилам.

Татьяна Вольфович, балетный критик

Фоторепортаж Андрея Ткаченко смотрите здесь

VK31226318