В искусстве продавать искусство особенно нуждаются местные мастера

В искусстве продавать искусство особенно нуждаются местные мастера

Летний выставочный сезон в Челябинске подарил несколько очень разных экспозиций, отличающихся не только содержанием, но и уровнем зрительского интереса.

В Челябинской картинной галерее прошла выставка столичного «вип-художника» Никаса Сафронова. Несмотря на немаленькую цену билетов здесь побывало огромное количество посетителей. А проходившая в эти же дни очень качественная и разнообразная экспозиция работ южноуральских мастеров в Зале искусств ЮУрГУ, художественная ценность которой явно на порядок выше, привлекла куда меньше любителей искусства.

Каковы причины подобного? Желание провинциальных «ценителей живописи» приобщится к столичной богеме? Актуальность творчества Сафронова? Или (что более вероятно) дело в куда более масштабном рекламном освещении первого события?

Впрочем, эффективность рекламы в целом и рекламы в сфере искусства в частности связана не только с плотностью потоков информации, щедро выливаемой на наши с вами головы. Иной раз для успешной продажи достаточно использовать в названии продаваемого/предлагаемого произведения название уже признанных.

Не менее, и даже, пожалуй, более значима в сравнении с «раскрученностью» произведения узнаваемость самого автора, некогда создавшего нечто, заслужившее внимание аудитории. Вероятно, людей, посмотревших «Жертвоприношение» Андрея Тарковского, было бы куда меньше, если бы ранее они не оценили «Андрея Рублева» и «Сталкера».

Еще одним фактором, заставляющим нести наши кровные именно в ту, а не иную кассу, является так называемое «экспертное мнение». В роли эксперта вообще-то может выступать кто угодно: коллега по работе, родственник, преподаватель учебного заведения. И порой, увы, эксперт на поверку нередко оказывается липовым.

Что по этому поводу думают люди, чья жизнь напрямую связана с искусством?

Елена Шипицына, известный (и не только в Челябинске) искусствовед, куратор множества выставок, член Российской ассоциация искусствоведов:

- Искусство многие века считалось ремеслом и потому имело стоимость. С тех пор, как художник перестал быть искусным ремесленником и стал свободной творческой личностью, язык искусства становился все более субъективным. А значит, все менее понятным для большинства и менее "оцениваемым".

При этом надо различать коммерчески успешное искусство, всегда ориентируемое на массовый вкус и умеющее его предугадывать, и искусство, цель которого - реализация творческой личностью эстетически значимых идей, и только. Именно его мы называем настоящим. Но именно оно нуждается в комментариях специалиста и оценке эксперта, чтобы быть понятым широкой публикой, потому что оно создавалось индивидуальной, уникальной по-своему личностью.

И реклама, в смысле популяризация, такому искусству просто необходима. По одной простой причине: искусство "сложное", требующее внутренних усилий, эмоционального напряжения учит нас мыслить, чувствовать и воспринимать мир на новом уровне эстетических переживаний. И в этом главная его функция и польза, если хотите. И это должно иметь высокую оценку, общественную и материальную.

Ксения Кузнецова, студентка факультета изобразительного искусства, будущий художникё:

- Сейчас, чтобы люди обратили внимание на твою работу, нужно не только ее создать, но и привлечь к ней внимание. Особенно важным этот аспект становится, когда встает вопрос о зарабатывании денег своим творчеством. Да-да, без этого никуда. Создавать что-то в порыве вдохновения прекрасно, но и есть надо.

Чтобы дело было доходным, обязательно нужно привлечь к нему внимание, чтобы у людей появилось желание заказать у тебя портрет, статуэтку или декорированный подсвечник. И чтобы широкая публика смогла найти твое произведение среди тысяч работ непрофессионалов, его обязательно нужно рекламировать

Таким образом, в последнее время искусство и реклама идут рука об руку, а некоторые рекламные работы тоже можно назвать произведениями искусства.

…Так все же: нуждается ли истинное искусство в помощи искусства продавать? Я думаю, несомненно. Среди того количества предложений, которыми ежедневно мастерски атакуется сознание большинства из нас, сложно сохранить критический взгляд и не пойти на поводу у модных тенденций, диктуемых людьми, единственное стремление которых, зачастую, личное обогащение.

Трудно представить, сколько гениальных произведений осталось неоцененными по достоинству только потому, что те, кто мог бы их оценить, никогда про них не узнали.

На мой взгляд, в мире, где афишами, рассказывающими о «творчестве» очередной бездарности, обклеены все столбы, представители истинного искусства так или иначе обязаны пропагандировать свое творчество, дабы публика окончательно не скатилась в пропасть вульгарности, пошлости и банальности.

Дарья Полякова

VK31226318