Документальное кино помогает нормально жить

Документальное кино помогает нормально жить

Семья знаменитого кинематографиста Сергея Мирошниченко в полном составе (жена Наталья, дочери Мария Миро и Ангелина Голикова) приезжали в Челябинск, чтобы провести здесь первый фестиваль документального кино «Чистый взгляд». Трое из них родом отсюда, да и младшая Геля тоже уралочка, родилась в Свердловске полутора годами позже Маши, в 1986 году. Все они давно живут и трудятся в Москве.

Дочки пошли по стопам отца, окончив ВГИК, правда, учились у других мастеров. Они много работают вместе с ним, по крайней мере, в его знаменитом цикле «Рожденные в СССР» есть и их вклад. У них немало престижных кинопризов, хотя до «коллекции» отцовских наград, званий и профессиональных достижений им далеко (Мария именно поэтому укоротила фамилию).

Ключ к профессии

- Я дорожу тесной связью с малой родиной, - сказал наш знаменитый земляк. - Челябинск - очень большая часть жизни, здесь прожито 23 года, - рассказал Сергей Валентинович. - Я по случаю попал на телевидение, устроился осветителем. В то время там работало созвездие очень талантливых людей. Среди кинооператоров - Кононов, Пасечник, Комаров. Они даже снимали игровые картины. Я немного увлекался фотографией и собирался стать телеоператором. Но снова случай, и я оказался на Свердловской киностудии в учениках у Константина Дупленского. Он был кинооператор от бога, фронтовик, выпускник ВГИКа. Серьезный, настоящий профессионал. Талантливый был человек и очень хороший педагог.

Забавно начинались наши отношения. Он сказал:

- Я выгнал твоего предшественника, потому что он потерял ключ от моего кабинета. Если выточишь новый, возьму тебя.

Таким умением я не обладал, но был упрям и выточил некое подобие ключа. Этим уродцем Дупленский-таки открыл свой кабинет, и я был принят, очень многому потом научившись у Константина Петровича. Так я нашел ключ к своей профессии. Кстати, с этим «ключевым» рассказом я поступил во ВГИК.

В СССР телевидение было свободнее

- Смотрю на нынешних молодых кинодокументалистов и телевизионщиков. Им нужно выдавать поток информации. Одна моя бывшая помощница делала для НТВ четыре сюжета в день. Это дикое психологическое истощение. А в результате очень мало продукта остается.

Раньше были расширенные проблемные репортажи, они влияли на мысли людей. В советское время телевидение было свободнее, чем сейчас. Я помню, как одного челябинского корреспондента даже убили за острый материал на ТВ. Тележурналисты тогда были смелее. Это в советское время, при коммунистическом режиме!

Было много ироничных вещей, подсмыслов. Телевидение было влиятельно. Сейчас это пиар-машина, а сотрудники - просто исполнители. Работы много, а «выхлоп» маленький, реакция пустяковая.

Но ТВ вообще переживает сейчас конец. «Первый канал» потерял 40 процентов рекламного времени. Реклама уходит в Интернет. Все телеканалы, даже крупные, ждут сокращения. Им придется как-то выживать, модернизироваться. Телевидение нужно будет выстраивать по-другому. Этому, кстати, необходимо уже сейчас учить студентов.

Правда с экрана

- В России, насколько я знаю, на телевидение и на документальные фильмы даются самые большие бюджеты в мире. Такое могут себе позволить только американцы. Не государство виновато в том, что у нас мало хороших фильмов, а мы, создатели. Долгое время мы зрителя не учитывали ни в кино, ни на телевидении. Были, например, установки, что зрители документальное кино не любят, не смотрят. Я и мои коллеги, то есть наша киностудия «Остров», делаем все, чтобы доказать обратное.

С появлением кино мир изменился. С появлением говорящего человека на экране мир изменился кардинально. Появилась та правда, которая становится летописью. Документальное кино помогает нам нормально жить.

Могу утверждать как директор документальной программы Московского международного кинофестиваля, что это одна из самых сильных программ, она целиком окупается билетами. Зал всегда полон, зрители сидят на ступеньках. Интерес очень высок. Мы показываем шедевры мирового кинематографа, в том числе оскароносные серьезные картины. Будем надеяться, что и в Челябинске, если фестиваль «Чистый взгляд» станет постоянным, смогут посмотреть эти фильмы.

Особый заказ

Сергей Валентинович вместе с дочками готовится к съемкам Сочинской зимней Олимпиады-2014. Это очень крупный заказ, полученный от Международного олимпийского комитета. Тем самым МОК, выбирающий, кто из режиссеров будет снимать, подтвердил высочайший профессиональный уровень Мирошниченко. Он сам пишет сценарий, сам выстраивает концепцию фильма.

Разумеется, вместе с ними будет работать очень много специалистов. В Москве Олимпиаду-80 снимали 70 операторов и не менее 30 режиссеров. Сейчас их количество увеличится.

Мария уже съездила в Сочи, посмотрела объекты. Там все достроено, все стадионы работают, проведены международные тестовые соревнования.

Месяца полтора уйдет на съемку. Специально под этот проект везут камеры и другое оборудование. Будет предоставлен профессиональный монтажный комплекс на 400 терабайт (единица измерения количества информации). Это безумное количество памяти. В России таких комплексов пока нет, как не было прежде и документальных кинопроектов с таким большим бюджетом.

- Мы делаем картину о спорте, она потом будет изготовлена на 35-миллиметровой кинопленке. Такова договоренность с МОК, который выпускает по одной картине на каждую Олимпиаду. Потому что на пленке фильм может храниться вечно, а на цифре срок хранения еще не проверен. Я надеюсь, что свой фильм мы сможем привезти в Челябинск именно на пленке (это особое качество съемки) и показать землякам, - сказал Сергей Мирошниченко.

кухни на заказ в Подольске .

Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


тюнинг грузовых машин в Санкт-Петербурге
VK31226318