В свои 98 лет Владимир Зельдин считает себя рыцарем сцены
Гастроли Театра Армии завершились в Челябинске творческим вечером уникального человека. Владимир Зельдин - это история российского театра и кинематографа, десятки разноплановых ролей, более 20 высоких наград и званий. Его имя вписано в Книгу рекордов Гиннеса как самого старого на планете играющего театрального актер.
Молодые кинозрители знают его по популярному сериалу «Сваты», где он блестяще исполнил в дуэте с Ольгой Аросевой небольшую, но запомнившуюся роль отца «сватьи», сыгранной Людмилой Артемьевой.
- Вы, кажется, занимались верховой ездой? - спросила я его. А дальше вопросы можно было не задавать. Владимир Михайлович охотно поделился своими воспоминаниями и мыслями.
- Я был симпатичным парнем 18 лет. Малообразованный, но обаятельный и музыкальный. Кто-то из знакомых сказал, что за Театром киноактера есть манеж - Школа имени Буденного. Там познакомился с Васей Сталиным, моим ровесником. Очень скромный веснушчатый парень. Ходил в гимнастерке, военной фуражке.
Навыки верховой езды пригодилась на съемках фильма режиссера Ивана Пырьева «Свинарки и пастуха», я его называю реальной сказкой. Красивая история о дружбе аварца Мусаиба и русской девушки Глаши. Съемки начались в июле 1941 года в Кабардино-Балкарии. Домбай, ледники, перевалы, туманы, горные луга. В Москву возвращались как раз 22 июня. В аэропорту сказали: «Самолетов нет, езжайте поездом». Пошли на вокзал, услышали по радио речь Молотова со знаменитыми словами: «Враг будет разбит, победа будет за нами». И узнали, что началась война. Мне было 26 лет. Я был мобилизован в армию.
Но когда фашисты уже стояли под Москвой, и «Мосфильм» эвакуировали в Казахстан, а в столице осталась только наша съемочная группа, вышел приказ: во что бы то ни стало заканчивать картину.
Съемки шли даже во время вражеских налетов. По ночам мы с ребятами дежурили на крыше, тушили зажигалки. Страха не было, мы верили: Москву не сдадут.Мне кажется, что Сталин не покидал Москву даже в самый критический момент. К слову, он был в курсе всех культурных событий. На «Дни Турбиных» во МХАТ ходил семь раз.
Кстати, спектакль «Приглашение в замок», в котором я до недавнего времени играл вместе в Алиной Покровской, поставил Александр Бурдонский, внук Сталина. Он у нас в театре работает, характером немного похож на деда.
В Театре Армии у меня сейчас три спектакля: «Танцы с учителем», «Давным-давно» и «Человек из Ламанчи», где исполняю роль Дон Кихота.
К своему 90-летию я выпустил книгу «Моя профессия - Дон Кихот». Почему такое название? Потому что считаю себя рыцарем сцены, говорю о человечности, доброте, красоте.Актеры не создают материальных ценностей. Не выигрывают войн, не делают революций, не строят города. Мы не знаем, как победить нищету, голод, холод. Но каждый вечер вы приходите к нам и ждете наших слов. И этому не могут помешать ни войны, ни революция, ни голод, ни холод. Как сказал академик Лихачев, культура - душа нации. Культура может победить даже коррупцию.
Я, например, поклонник спорта. Знал по именам всю команду ЦДКА, начиная от легендарного Гриши Федотова, нынешних футболистов из ЦСКА тоже знаю. Хоккеистов тоже знаю всех наперечет. Недавно встречался с Владиком Третьяком. Общался с Фетисовым, Харламова покойного хорошо знал. Всегда был азартным болельщиком. Но теперь на стадионы не хожу. Удручают хулиганские выходки зрителей, взрывы петард, бросание предметов на поле.
А культура в контактном спорте имеет огромное значение. Спортсмены схожи с актерами, поле - это сцена. Раньше такого не было: спортсмен забивает гол, срывает с себя майку и с распростертыми руками бежит по полю, за ним с криками толпа игроков.
Что это? Я в ужасе. Или нападающий команды «Динамо» забил гол, от радости встал на четвереньки и ногу поднял. Они же зрителей провоцируют!
Сам я уже никаким спортом не занимаюсь. Сыграл спектакль - вот тебе и зарядка. Про рецепт долголетия могу одно сказать: никогда не курил и алкоголем не увлекался. Когда мне было лет девять, родителям дружка привезли из деревни самогон. Он меня позвал: «Давай попробуем». Как раз Пасха, всякие яства, крашеные яйца, куличи, конфеты. А мы самогону выпили и отравились. Лучше не вспоминать. После этого ничего, кроме сока, не употребляю.
Да и вино теперь уже не то: экология изменилась, и качество алкогольных напитков тоже. Много мошенников. Как же так: люди травят друг друга из-за денег…
Правда, с президентом Путиным шампанского однажды пригубил. В феврале 1999 года мне исполнилось 85 лет. Он был в то время и.о. президента. Позвонили его помощники, сказали, что Путин приедет к нам домой. Мы с женой Иветтой в панике. Квартира малюсенькая, еле вдвоем расходимся.
Предложили встречу перенести в театр. Но вскоре нам перезвонили: «Владимир Владимирович примет вас в Кремле». Привезли меня туда. «Знаете, что это за лестница? - спрашивают. - По ней входят президенты разных стран со своими верительными грамотами». «Ну, у меня грамот нет, я безграмотный» - отшутился я. Заводят в огромный зал. Инкрустированный пол, по центру круг. «Вон из той противоположной двери выйдет Владимир Владимирович. Пойдете так, чтобы встретиться на середине», - велят мне. «Не беспокойтесь, я точно в этот круг попаду».
Президент мне вручил орден «За заслуги перед Отечеством», подарил шикарное палехское изделие «Тройка». Цветы, шампанское. Присели у камина, немного поболтали. Кругом корреспонденты, телекамеры. Минут через 15 встреча закончилась.
Потом в театре отмечали юбилей. Мой друг Гриша Горин, знаменитый писатель, выходит на сцену с бутылкой водки. Вместо этикетки фотография из газеты: мы чокаемся с Владимиром Владимировичем. Горин говорит: «В связи с юбилеем Зельдина вышла водка высочайшего качества, которая называется «Два Володи-2»
И продолжает: «При народе два Володи выпить собрались. Если ты еще пригоден - присоединись. «Выпьем за талант артиста, за успех его», - обращается к народу из Кремля и.о.».
Я вниманием не обижен. К каждой круглой дате мои театральные друзья дарили мне роли. К 85-летию меня ввели в учебный спектакль Алексея Баталова «Ханума» с участием молодого состава выпускников ВГИКа, которым лет по 20 было. В юбилейный вечер зал театра полон. Главреж Борис Афанасьевич Морозов, ваш земляк, выходит и объявляет: «Сегодня мы покажем музыкальный спектакль, его играют выпускники 1999 года, в роли князя Пантиашвили - выпускник 1935 года Володя Зельдин».
К моему 90-летию Юлий Гусман поставил «Человека из Ламанчи». Великолепный актер Александр Лазарев от этой роли отказался, когда ему было немногим за 50. Но меня Юлий убедил: «Ты сыграешь». Иду на эту роль, как на молитву.
Валя Гафт в связи с этим спектаклем мне стихи посвятил, там есть такие строки: «Рождаться каждый день умеет он на свет. То шут, то ангел на волшебной тризне. В нем все есть, только возраста в нем нет, как не бывает возраста у жизни».
Когда приблизилось 95-летие, Гусман придумал спектакль-посвящение «Танцы с учителем», где, по сути, я играю самого себя. И буду играть, сколько смогу.
Если Бог хранит меня, значит, я еще не все сделал…
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве