Челябинский оркестр «Классика» успешно завершил гастроли по городам Европы
Камерный оркестр «Классика» Челябинской филармонии под управлением заслуженного артиста России Адика Абдурахманова вернулся из успешного гастрольного турне по городам Австрии и Германии. Выступали по приглашению Австрийско-Русско-Азиатской культурной ассоциации (A.R.A.C.A.) и австрийского политика и импресарио Вольфганга Казича, который уже не первый год занимается развитием дружественных отношений и межкультурных связей между Австрией и Россией.
В Германию оркестр уже несколько лет приглашал ректор одного из университетов юга Германии, давний друг «Классики» Руди Зигериц. Услышав, что музыканты отправляются в Австрию на гастроли, Руди организовал для них серию концертов у себя на родине.
В семи городах Австрии и двух городах Германии челябинцы дали восемь оркестровых концертов и четыре концерта струнных квартетов. Как правило, на каждом звучала музыка русских и австрийских композиторов.
Помимо южноуральских скрипачей, солировали австрийские пианисты, в каждом городе — разные. Исполнялись сочинения Чайковского, Моцарта, квартет Шуберта «Смерть и дева» (в переложении Густава Малера для струнного оркестра). А еще редко звучащие в Европе произведения Аренского, Рахманинова, Шостаковича, Свиридова. С успехом игралось «Маленькое кончерто гроссо» для двух скрипок, виолончели и струнного оркестра современного австрийского композитора Марии-Терезы Хартель.
На бис звучали «Танец с саблями» Арама Хачатуряна, скрипичные соло в исполнении челябинских музыкантов и музыка уральского композитора Сергея Сиротина «Русский Сувенир».
Выступления «Классики» проходили как в старинных филармонических залах Европы, так и на современных концертных площадках и были отмечены зрительским вниманием, в том числе и на высоком официальном уровне. На выступлениях челябинских музыкантов присутствовали сотрудники российского посольства в Австрии, мэры Граца, Радкерсбурга, Фройнляйтена и другие высокопоставленные лица.
Музыкальные предпочтения жителей Австрии и Германии - стран, географически близких, говорящих практически на одном языке, кардинально разнятся. Например, в Германии «на ура» приняли музыку Шостаковича, а слушатели Австрии отнеслись к ней прохладно.
- Интересная особенность восприятия, — размышляет дирижер Адик Абдурахманов. — Австрия имеет репутацию страны с богатым музыкальным прошлым и настоящим. Вся австрийская музыка, в том числе и серьезная — словно с позолотой, искрящаяся, как брызги шампанского. Дворцы, имперское величие и бесконечное изящество, сказки венского леса, Моцарт, Гайдн, Шуберт, Брамс, Штраус… Музыка венских композиторов приглашает окунуться в атмосферу радости и вечного праздника. И на концерт слушатели приходят в первую очередь получать удовольствие. А музыка Шостаковича - не для расслабления, не для отдыха, а скорее «для головы», для разума, для осмысления жизни...
Германия же была и остается своеобразным экономическим «локомотивом» Европы, где люди во все времена много работали. Отсюда – иное мироощущение. Немецкой музыке свойственна «погруженность в себя», четкость линий. Это музыка для души и для разума. Скорее всего, поэтому музыка Шостаковича оказалась немцам близка».
Гастрольный график оркестра был напряженным и подчас даже непростым. Вот, к примеру, расписание одного из дней гастролей. С 9 до 12-ти - репетиция. Час на обед. Далее – снова репетиция до шести вечера – и концерт. Бывали дни, когда музыканты уезжали из гостиницы в девять утра и возвращались только поздно ночью. Переезды между городами, выступления, и самое важное – длительные репетиции с солистами.
Однако благодаря организаторам гастролей «Классике» даже удалось ненадолго почувствовать себя туристами. В Радкерсбурге для оркестра организовали экскурсию в старинный замок, который показывал его владелец принц Альберт. Оркестранты побывали на Боденском озере в предгорье Альп, виноградных полях, фабрике шоколада и шнапса. Особенно запомнилась челябинским музыкантам экскурсия по городу Вена, где жили и творили величайшие композиторы.
- Город произвел на меня сильнейшее впечатление. Здесь царит совершенно особая атмосфера. Вот просто идешь и красота неописуемая! – рассказывает Адик Абдурахманов. — Посмотрели исторические места Вены, главные площади, посетили парламент, побывали в доме, где жил Моцарт, залах и церквях, где он играл.
- Важный штрих к портрету культурной столицы Европы: в Венском оперном театре хотели отменить продажу билетов по три евро – для тех, кто хочет бывать в венской опере, но не имеет достаточно денег, чтобы брать билет в партер. А люди вышли с плакатами – эти билеты нужны. Пусть на галерке, пусть стоя, но люди хотят слушать музыку! И администрация театра приняла решение сохранить доступные билеты. Билет в Венскую оперу можно купить за 120 рублей! Даже дешевле, чем в челябинский кинотеатр…
Музыканты «Классики» счастливы, что им выпала большая честь и большая радость представлять свою страну в музыкальной столице мира, по улицам которой пробегал Моцарт, проходил Бетховен, где пил вино при жизни непризнанный гений Шуберт… Европа ждет новой встречи с «Классикой» в следующем году. Предложение вновь приехать на гастроли музыкантам уже поступило.
пресс-секретарь Челябинского концертного объединения
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве