Челябинский музей изобразительных искусств пополнил коллекцию картиной известного художника Рубена Габриэляна

Челябинский музей изобразительных искусств пополнил коллекцию картиной известного художника Рубена Габриэляна

Период его творчества на рубеже 50-х - 60-х годов непосредственно связан с Южным Уралом. Полотно«Отдых» (одна из ранних работ мастера) приобретено на собственные средства музея. Основной их источник - выручка от продажи билетов посетителям. На что готов смотреть современный южноуралец и как привлечь в музейные залы большее число гостей? Об этом говорим с директором Челябинского музея изобразительных искусств Станиславом Ткаченко.

- Пополнение нашей коллекции - процесс непрерывный, - говорит Станислав Олегович. - Особенно в последние годы, когда стало больше частных коллекционеров и работы челябинских художников продаются очень быстро. Надо успевать приобрести.

- Удается?

- По крайней мере, у нас самая полная и самая объективная (если это слово можно применить к искусству) коллекция челябинских живописцев ХХ века. Она наиболее достоверно, качественно и содержательно отражает историю челябинской живописи - и по составу имен, и по творческой эволюции каждого художника, и по периодам творчества, и по стилям, жанрам, направлениям, тематике. У нас представлены все художники Челябинска, которые повлияли на формирование и развитие искусства города.

- Много посетителей готовы это оценить?

- Нам всем, конечно, хочется, чтобы приходило больше людей. Но, как показывает статистика, во всем мире наукой и культурой активно интересуются восемь процентов населения. В столицах художественные музеи посещают, прежде всего, туристы. Они ориентируются в первую очередь на знаменитые имена, бренды. Постоянная, преданная аудитория художественных музеев не очень велика, и на эту данность очень трудно влиять, хотя мы стараемся это делать. Есть несколько тысяч челябинцев, которые доверяют нашему музею, считают: если в нем открывается выставка, на нее стоит сходить. Другая - большая часть посетителей - люди, отзывчивые на бренды: на сочетание слов «Третьяковская галерея», на такие имена, как Иван Айвазовский, Иван Шишкин, Никас Сафронов… Хотя творчество Сафронова - явление с художественной точки зрения спорное. Только что у нас завершилась выставка «Айвазовский и флот» из Центрального военно-морского музея. Работала почти два месяца. Ее посетили 20 тысяч человек. Не было дня, чтобы в залы приходило менее 250 посетителей. В выходные их число достигало семисот. Проведено более 300 экскурсий. Масса семейных посещений! То есть Айвазовский - ударный бренд, который заставляет людей найти время и прийти. Наша задача - сделать так, чтобы из группы людей, которые приходят в музей один-два раза в год ради брендов, как можно больше перешло в группу постоянных ценителей. Тем более, у нас в программе разные выставки: и классика XIX-XX веков, и современное искусство.

- А из творений известных авторов что можно посмотреть в ближайшее время?

- Для начала я бы настоятельно рекомендовал прийти на экспозицию Русского музея, которая у нас сейчас развернута. Выставка работает до конца июля. Возможно, мы ее продлим, но пока этот вопрос открыт. Помимо Челябинска, совместная с Русским музеем выставка проходит еще в Сатке и Магнитогорске. Это интересный опыт, когда музей курирует экспозицию на трех площадках. Но я, прежде всего, приглашаю к нам в зал имени архитектора Е.В. Александрова. Пятьдесят семь картин. Причем какие картины и какие имена! Возле каждого полотна можно читать многочасовые лекции и просто любоваться. Остановиться и смотреть. Выставка начинается с Федора Рокотова и Владимира Боровиковского. Вторая половина XIX века представлена Брюлловым, Савицким, Репиным, Шишкиным. И прекрасный XX век. На него я обращаю особое внимание, потому что именно в коллекции нашего Музея изобразительных искусств столь ярких образцов творений XX века немного. А в представленной в Челябинске коллекции Русского музея замечательные картины Кузьмы Петрова-Водкина, Константина Коровина, Александра Головина… Работы Казимира Малевича 1930-х годов, выполненные в стиле импрессионизма. Экспозиция дает посетителям возможность пополнить свои знания о истории русской живописи трех веков - с восемнадцатого по двадцатый. Не следует упускать такую возможность.

Мысль о том, что «поеду в Питер или Москву и там посмотрю», конечно, хороша. Но дома, в своем городе, ты почти не ограничен во времени. Можешь прийти несколько раз посмотреть на одну и ту же картину, стараясь постичь ее глубину. Настоящее искусство не только украшает жизнь, но и наполняет ее запахами, звуками, цветом, смыслами. И надо приобщаться к нему с детства. Кстати, основная наша целевая аудитория - школьники. В отличие от столичных музеев, аудитория которых в основном туристы, свыше 90 процентов наших посетителей - жители Челябинска и области.

- Но в регионе давно собираются развить туризм. Вы видите себя в этих планах?

- В челябинском искусстве есть имена, которые могут заинтересовать гостей из других регионов и стран. Я упомянул Габриэляна. Так вот, у нас есть целая подборка работ армянских художников, которые после института оказались здесь. Кроме того, у нас есть картины художников (например, Александра Афанасьевича Русакова), которые учились в Казанской художественной школе вместе с Александром Родченко. В нашей экспозиции портреты Русакова кисти Родченко - знаменитого конструктивиста, причем, это ранняя его живопись. А учились они у Николая Фешина - ученика Ильи Репина и очень популярного в Америке художника, который провел там значительную часть своей жизни. Еще пример: москвичи, бывая в Челябинске, знают, что единственный известный автопортрет Левицкого находится в нашем музее. По сути, это миниатюра, и ее, единственную, приходят посмотреть. Есть полотно «Отара овец» Ивана Айвазовского. Знаменитый маринист отображал и сушу. Более того, таких «Отар» он написал пять. И я знаю, что есть люди, которым интересно, чем вариант, хранящийся в Челябинске, отличается от того, что хранится в Омском музее имени Михаила Врубеля. Конечно, развитие туризма предполагает в том числе наличие мест, где были бы развернуты солидные музейные экспозиции. И я считаю, что наш музей может и должен стать таким местом. Но это реально лишь в том случае, если мы расширимся.

- Судя по тому, что вы рассказываете, есть, ради чего расширяться.

- Да. Наш музей основан в 1940 году. Уже к середине 70-х ему стало тесно. Сейчас с каждым днем становится все теснее. И каждое поступление для главного хранителя становится серьезной проблемой. Просто негде размещать. Назову несколько цифр. В коллекции около 17 тысяч единиц хранения. А наше хранилище фондов занимает площадь в 300 квадратных метров. Получается, на одном квадратном метре у нас 55 предметов! И это не монеты, не пуговицы. Это живопись. В том числе трехметровое полотно Кукрыниксов, которое сейчас экспонируется в картинной галерее. Это и графика, и златоустовская гравюра на стали, и каслинское художественное литье. Поэтому основная задача, над решением которой мы бьемся, - расширение музея.

Будет большая площадь - сможем развернуть постоянную экспозицию искусства ХХ века, в том числе, челябинского. Сможем больше показать русской классики. Сейчас демонстрируем только 60 картин, а сможем 150 - 200. Пока нет места, чтобы развернуть экспозицию живописи Западной Европы, стран Востока. Мы очень мало показываем каслинского литья - из восьмисот предметов коллекции демонстрируем лишь 150. В течение года показываем в постоянных экспозициях и на выставках не более четырех процентов наших фондов. Ситуация критическая. Мы располагаемся в двух зданиях - на площади Революции и по улице Труда. Так вот, помещение по Труда скоро полностью превратится в фондохранилище. Но нам нужно отдельное здание, которое мы могли бы реконструировать под хранилище фондов.

- А его найти, в принципе, можно?

- Идеальная схема - строительство. Но в нынешней экономической ситуации это нереально, и мы понимаем, что надо искать здание площадью в три тысячи квадратных метров и реконструировать его. В этом году смотрели три варианта. Но по степени износа и возможности они нам совершенно не подходят. Есть четко определенные требования по безопасности, уровню влажности, температуры… Есть другой вариант. В Челябинске построить большой концертный зал. А нам передать вторую часть пассажа Яушевых по улице Труда. Это позволит восстановить целостность здания, являющегося архитектурным памятником.

- А про новый концертный зал люди, принимающие решения, еще говорят?

- Тема звучит. Не могу сказать, насколько близко министерство культуры подошло хотя бы к стадии проектирования, но заявки от проектировщиков подаются, и они обсуждаются. Тогда нам передали бы вторую часть пассажа Яушевых, занятую ныне филармонией. Тем более, исторически это единое здание, оно разделено было в 1950-е годы. Мы бы могли освоить территорию реки. И вход в музей мог бы быть со стороны реки, потому что сейчас попасть в картинную галерею проблематично. В краткосрочной перспективе можно было бы найти помещение для фондохранилища, пусть даже отдельное от музея, но отвечающее всем нормам. Но постепенно, на мой взгляд, следует двигаться к тому оптимальному варианту, о котором я говорю. Картины достойны быть представленными не в три-четыре ряда, как у нас в галерее, а обособленно друг от друга. Когда мы в 2008 году вывозили в Третьяковку нашу русскую коллекцию, автопортрет Дмитрия Левицкого там висел (располагался) один на четырехметровой стене. Представьте: громадная пустая стена, огромная аннотация. И это не случайно: картин Левицкого много, но автопортрет один и он хранится в Челябинске. А у нас он представлен на небольшом стенде в окружении еще четырех работ. Надо уважать себя и уважать шедевры, которые мы храним.

VK31226318