19 декабря исполняется 100 лет со дня рождения уральской поэтессы Людмилы Татьяничевой
Пожалуй, это первая в Челябинске «татьяничевская» экспозиция, сделанная так основательно, с использованием современных музейных технологий, с хорошими находками.
Но почему-то образ Татьяничевой кажется слишком парадным, лишенным какой-то теплоты, быть может, человеческой слабости, женственности. А ведь так не бывает. Чем больше проходит времени, тем важнее простые человеческие чувства, житейские ситуации, черты характера.
- Казалось бы, Татьяничева была пропагандистом своего времени, певцом Урала и Магнитки, председателем челябинского отделения Союза писателей России, занимала важные посты в Москве, - говорит директор краеведческого музея Владимир Богдановский. - В то же время я понимаю, что это был обыкновеннейший человек, любящая жена и мать. И мы не должны это убирать. Не случайно перед авторами выставки стояла задача - уйти от традиционных подходов, стереотипов и штампов ближе к человеку, к эмоциям и переживаниям. Чтобы предметы, которыми Людмила Константиновна пользовалась, фотографии, которые она ценила, помогли узнаванию этого талантливого человека и времени, в котором она жила.
Но главная ее ценность, конечно, в том, что почти все экспонаты выставки подлинные, начиная от маленьких записных книжек, домашних записочек, любимых гранатовых бус и заканчивая мебелью, которая стояла в ее последней московской квартире. Все эти вещи - из архива Людмилы Татьяничевой, который был передан музею 16 лет назад.С одной стороны, ее имя хорошо известно. В советское время она была одним из самых издаваемых поэтов (существует 75 сборников ее произведений), видным общественным деятелем. Именем Татьяничевой названы улицы и библиотеки, есть даже малая планета, расположенная где-то между Юпитером и Марсом. Цитируемость стихотворных афоризмов об Урале, наверное, не имеет равных. Сегодняшние дети учат ее стихи и биографию в школе.
Но почему-то образ Татьяничевой кажется слишком парадным, лишенным какой-то теплоты, быть может, человеческой слабости, женственности. А ведь так не бывает. Чем больше проходит времени, тем важнее простые человеческие чувства, житейские ситуации, черты характера.
- Казалось бы, Татьяничева была пропагандистом своего времени, певцом Урала и Магнитки, председателем челябинского отделения Союза писателей России, занимала важные посты в Москве, - говорит директор краеведческого музея Владимир Богдановский. - В то же время я понимаю, что это был обыкновеннейший человек, любящая жена и мать. И мы не должны это убирать. Не случайно перед авторами выставки стояла задача - уйти от традиционных подходов, стереотипов и штампов ближе к человеку, к эмоциям и переживаниям. Чтобы предметы, которыми Людмила Константиновна пользовалась, фотографии, которые она ценила, помогли узнаванию этого талантливого человека и времени, в котором она жила.
В экспозиции есть любимые «уголки» Татьяничевой. Например, рабочий кабинет с массивным столом, старинной лампой, библиотекой, где она проводила много времени. Сохранились ее костюмы, элегантные платья и украшения, очки в толстой роговой оправе и любимый платок, с которым она не расставалась даже на ночь. Именно на подлинных предметах был сделан акцент. Чтобы возникало ощущение ее присутствия, теплоты предметов. Чтобы было понятно, какой она была, почему оказалась в Магнитке и всю жизнь писала стихи об Урале.- У меня отношение к Татьяничевой как к неопознанному объекту, - неожиданно сказала легендарный челябинский библиотекарь Надежда Анатольевна Капитонова. - Я ее знала как детского поэта, слышала ее выступления на юбилейных торжествах, в президиумах, на совещаниях. В советские годы у меня вопросов не было. Людмила Константиновна была просто поэт.
Намного позже я стала понимать, что в каждой публикации о ней, воспоминаниях близких людей складывалось впечатление, что Татьяничева жила над землей, а не на земле. А ведь был и 1937 год, и 1946-й, когда она своими руками уничтожила тираж книги «Лирика» - пять тысяч экземпляров.И все равно ее обвинили в подражании Ахматовой... Понятно, что за свои стихи она могла поплатиться ссылкой, здоровьем детей, которых могли отправить в детдом. Но в конце жизни она тоже об этом не вспоминала. Не написала ни строчки... Быть может, что-то удастся узнать благодаря выставке, которая открывается в краеведческом музее, благодаря чудом сохранившейся в семье Людмилы Константиновны книжечке «Лирика», которую никто еще не видел. По крайней мере, я на это надеюсь.
Mebel-golitsyno.ru шкафы в Голицыно
.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве
база массажа в Санкт-Петербурге