Александр Сокуров открыл кинофестиваль «Полный артхаус» в Челябинске
Александр Николаевич Сокуров, самый известный в мире современный российский кинорежиссер, на два дня прилетал в Челябинск из Санкт-Петербурга. Привез свой новый фильм «Франкофония» о Лувре в годы фашистской оккупации Франции. Показом этой ленты открыл IV челябинский кинофестиваль «Полный артхаус».
До церемонии открытия Сокуров успел съездить в цех белой металлургии трубопрокатного завода. А день спустя в Киноцентре имени Л. Л. Оболенского представил киноработы выпускников своей режиссерской мастерской в Кабардино-Балкарии и дал старт ретроспективе «Сокуров. XXI век» в кинотеатре «Знамя» (первым был показан фильм 2005 года «Солнце» о японском императоре Хирохито в конце Второй мировой войны). Между этими важными делами Александр Николаевич не уставал отвечать на вопросы. Журналистские и не только.
Тем более, в любом сообществе (и таком тоже) всегда оказывается немало людей, которые никого не могут слушать (даже Сокурова), но хотят говорить. К счастью (как, кстати, и в случае со Звягинцевым), все обошлось без обид и эксцессов.
В первую очередь, как мне представляется, благодаря редкому дару Александра Николаевича Сокурова: он-то умеет не только говорить, но и слушать и слышать, а отвечает серьезно и честно. Юноше, всерьез думающему о профессии режиссера и пути к ней, представителю движения «Суть времени» (кто до этой пресс-конференции знал, что в Челябинске есть такое?), призвавшему режиссера к ответу за якобы слишком лояльное отношение к тоталитарному советскому прошлому, педагогу, травмированному не той правдой о школьной жизни в фильме «Училка»…
Надо что-то делать, если ты понимаешь, что разрыв поколений слишком большой и что Российская Федерация так называется, но таковой не является с точки зрения кинематографа.
Есть германский опыт создания различных источников финансирования искусства. Германия разделена на земли, как наши области. В каждой земле есть по несколько фондов, занимающихся различными некоммерческими культурными проектами.
А уж если я урожден русским человеком, все равно буду русским, где бы и что не делал, частью русской культуры. Я - человек русской культуры XIX века, я не современный человек, я не понимаю многого в современном мире, современной литературе.
Что заметил: подросток в них всегда наравне со взрослым, драматург и режиссер никогда не позволят взрослому герою растоптать достоинство подростка, который в финале всегда становится победителем.
Потому что он боролся за справедливость. Да, совершая плохие, злые поступки, иногда преступления. Но при этом сопротивляясь несправедливости людей других поколений.
Вам же жить в этом запущенном городе с безобразными фасадами. И сколько в нем деревьев, вы посчитали? Вы посчитайте, не собьетесь со счета… Простите, если я кого-то обидел. Но когда спрашивают, надо отвечать искренне.
Справка:
Александр Николаевич Сокуров родился 14 июня 1951 года в селе Подорвиха Иркутской области в семье военного, участника Второй мировой войны. Окончил исторический факультет университета в Горьком, а затем институт кинематографии (ВГИК).
Уже во ВГИКе снял первый художественный фильм «Одинокий голос человека» по повести Андрея Платонова «Река Потудань».
Сегодня Сокуров - автор более 50-ти игровых и документальных фильмов, лауреат множества самых высоких кинематографических наград, в том числе премии «Золотой лев святого Марка» международного фестиваля в Венеции за фильм «Фауст».
В 2000 году на кинофестивале «Новое кино России» в Челябинске («Полный артхаус» - преемник этого фестиваля) фильм Александра Сокурова «Молох» был удостоен приза жюри прессы, награду вручал главный редактор «Челябинского рабочего» Борис Киршин. На той церемонии режиссер присутствовал заочно, а вот на открытии нынешнего фестиваля «Полный артхаус» номер четыре уже лично принял из рук Тамары Мордасовой самую почетную награду челябинского фестиваля - «За вклад в киноискусство».
Фото Сергея Белковского.
До церемонии открытия Сокуров успел съездить в цех белой металлургии трубопрокатного завода. А день спустя в Киноцентре имени Л. Л. Оболенского представил киноработы выпускников своей режиссерской мастерской в Кабардино-Балкарии и дал старт ретроспективе «Сокуров. XXI век» в кинотеатре «Знамя» (первым был показан фильм 2005 года «Солнце» о японском императоре Хирохито в конце Второй мировой войны). Между этими важными делами Александр Николаевич не уставал отвечать на вопросы. Журналистские и не только.
Организаторы «Полного артхауса» (самые главные - московский киновед с челябинским прошлым Вячеслав Шмыров и челябинский арт-директор фестиваля Тамара Мордасова) уже второй раз экспериментируют с форматом пресс-конференции, предшествующей началу фестиваля, делая ее открытой для всех челябинцев.Затея рискованная: с одной стороны, событие вызывает сверхординарный интерес и аншлаг (год назад на пресс-конференции с Андреем Звягинцевым люди только что на люстрах не висели, на Сокурова тоже собрался полный зал), с другой, нет ведь никакой защиты от дураков, экстремистов и просто городских сумасшедших, и угроза превращения пресс-конференции в стихийный и плохо управляемый митинг весьма реальна.
Тем более, в любом сообществе (и таком тоже) всегда оказывается немало людей, которые никого не могут слушать (даже Сокурова), но хотят говорить. К счастью (как, кстати, и в случае со Звягинцевым), все обошлось без обид и эксцессов.
В первую очередь, как мне представляется, благодаря редкому дару Александра Николаевича Сокурова: он-то умеет не только говорить, но и слушать и слышать, а отвечает серьезно и честно. Юноше, всерьез думающему о профессии режиссера и пути к ней, представителю движения «Суть времени» (кто до этой пресс-конференции знал, что в Челябинске есть такое?), призвавшему режиссера к ответу за якобы слишком лояльное отношение к тоталитарному советскому прошлому, педагогу, травмированному не той правдой о школьной жизни в фильме «Училка»…
Люди «с улицы» порой задавали вопросы, которые у журналистов возникают довольно редко (нас ведь все больше «творческие планы» интересуют да особые взаимоотношения Сокурова с президентом Путиным, не раз проявлявшим личный интерес к творчеству и общественной деятельности земляка-петербуржца), и получалось не интервью, а полноценный диалог большого художника, настоящего гражданина своего Отечества и современного российского общества.Всего диалога не охватишь, конечно, вот лишь краткие фрагменты из того, о чем говорил Александр Николаевич Сокуров в Челябинске.
О будущем российского кинематографа
- Мне кажется, первое, что нужно сделать отечественному кинематографу, это решительно разрешить проблему дебютов.Нам в стране сейчас нужно 100, ну 80, кинодебютов в год, чтобы могли выделиться 3-4 крупных фигуры режиссеров, за которыми будущее. Это системная проблема, которую должны разрешить министерство культуры Российской Федерации и сообщество кинематографистов.Причем, какая-то часть кинематографистов моего поколения или чуть моложе должны на год-полтора-два отказаться от собственного производства, чтобы на эти пару лет отдать все возможности молодым ребятам. Из этих 100 дебютов 70 процентов смотреть будет невозможно, но это нормально.
Надо что-то делать, если ты понимаешь, что разрыв поколений слишком большой и что Российская Федерация так называется, но таковой не является с точки зрения кинематографа.
У нас есть московское княжество и его кинематограф, но нет кинематографических сил, которые могли бы создавать производство у вас здесь, в Иркутске, в Мурманске, в Вологде, в Архангельске, в Омске, где-то на Северном Кавказе, на Кубани…Люди по-разному смотрят на мир, по-разному его воспроизводят в кино. Мы нуждаемся в новых взглядах, новых сюжетах, новых социальных и эстетических открытых окнах. А сегодня российский кинематограф - это кинематограф кучки, группки московских борзых ребят, которые очень быстро получают доступ к деньгам и возможностям. И даже дебюты в этой системе - результат очень слаженных корпоративных интересов, а не широкого отбора. Если не будет разнообразия людей и регионов, ничего не будет.
О проблеме дебюта
- В области искусства - самый большой профессиональный отсев. Из группы режиссеров-выпускников в 12-15 человек хорошо, если один работает.Из моей группы я один остался в профессии. Естественный отсев как результат несудьбы, невезения, глупости, алкоголизма, ненастойчивости, недисциплины. Очень трудно выдержать борьбу с самим собой. Других врагов, по-настоящему масштабных, у режиссера нет.А будущего режиссера создает самообразование. Просвещение свое собственное. И писать, писать и писать. Формулировать замыслы, непрерывно постоянно работать. И конечно, требуется мужество. Режиссура - мужское дело, все женщины-режиссеры, которые достигли какого-то результата, посмотрите, что с ними происходит в психофизическом плане. Требуется колоссальное мужество и работа. И тогда обязательно победите, не сомневайтесь.
О поддержке искусства
- Необходимо создание альтернативной общественной системы поддержки российского искусства. Нельзя бесконечно протирать коленки в кабинетах чиновников, прося: «Дайте, дайте…».Есть германский опыт создания различных источников финансирования искусства. Германия разделена на земли, как наши области. В каждой земле есть по несколько фондов, занимающихся различными некоммерческими культурными проектами.
Сколько раз я говорил Путину и губернаторам: давайте создавать такие фонды, давайте создавать условия для тех, кто дает деньги на развитие искусства, снижать налоги.Но все попытки создания альтернативной системы экономического обеспечения художественного творчества пресекаются на корню. И все наши общественные фонды сейчас занимаются либо благородным делом лечения детей, либо политикой. А кто будет заниматься культурой?
О работе за границей
- Я за то, чтобы любой режиссер мог работать там, где у него возникают возможности для работы. Главное - осуществить свой художественный проект.А уж если я урожден русским человеком, все равно буду русским, где бы и что не делал, частью русской культуры. Я - человек русской культуры XIX века, я не современный человек, я не понимаю многого в современном мире, современной литературе.
И «Франкофонию», свой фильм о Франции, делал как человек русской культуры. Но если я не нужен здесь (а система российского кинопроката и прикормленная, развращенная массовым визуальным товаром публика не предполагают востребованности таких режиссеров, как я), что ж, буду работать там, где меня понимают. Я обязан работать, пока есть силы.А своим выпускникам режиссерского курса говорю: «Уезжайте. Не стойте на месте. Не ждите подачки от чиновника, который снизойдет до вас и что-то промычит. Не теряйте жизненного времени. Будет душевная потребность - вернетесь».
Об образовании в СССР и сегодня
- Я человек, значительную часть жизни проживший в условиях советской государственной практики. В те времена были закрыты все мои картины. Даже знаю, в каком лагере я бы сидел под Сыктывкаром, если бы не пришел Горбачев.Но та же советская государственная практика обеспечивала одинаковый доступ к образованию. Советская система создавала и равновеликую, равнозначную систему качества образования.Я из очень простой семьи, приехал из города Красноводска Туркменской республики сдавать экзамены в Институт международных отношений, успешно сдал их и был бы принят, если бы не медкомиссия. Поступил на исторический факультет университета в Горьком, где рядом со мной не училось ни одного человека из высокообеспеченной семьи.
А сегодняшнее образование стало сословным. И все мои попытки протестовать разными формами против платы за высшее образование привели к тому, что у меня испортились отношения с очень большим количеством не только чиновников, но и тех, кто руководит университетами, ректорами. Я говорил президенту, что при такой сословной системе образования никакой новый Шукшин из деревни Сростки у нас не появится.
О кино для подростков
- Мне очень интересно такое кино, видел множество европейских, американских, канадских фильмов.Что заметил: подросток в них всегда наравне со взрослым, драматург и режиссер никогда не позволят взрослому герою растоптать достоинство подростка, который в финале всегда становится победителем.
Потому что он боролся за справедливость. Да, совершая плохие, злые поступки, иногда преступления. Но при этом сопротивляясь несправедливости людей других поколений.
О защите архитектурного наследия Санкт-Петербурга
- Мы с единомышленниками сцепились со звериным механизмом, с которым просто так не справиться. И в какой-то момент выбрали такую политику - суды.В каждой критической ситуации идем в суд. А там против нас - девелоперы, строители - богатейшие люди. Члены правительства. Но мы шаг за шагом делаем свое дело. И уже не страшно. Мне много раз угрожали: знаем, где ты живешь, как возвращаешься домой, где твой подъезд… Были попытки силового воздействия. Но разве это что-нибудь решает, разве моя собственная жизнь что-то стоит? Поставленная нами задача гораздо выше.Сейчас мы занимаемся судьбой адмиралтейства (в этом памятнике мирового значения не был ни один архитектор, журналист или общественник, министерство обороны держит оборону), предстоящей реконструкцией Русского музея, к которой масса вопросов, и многим другим.
О Челябинске
- Я сегодня немного поездил по вашему городу и мне обидно, что он в таком состоянии.Я видел несколько домов, которые просто сокровище, а они стоят заколоченными, брошенными, не сегодня-завтра будет поджог, и они сгорят. Что это такое?Обратите внимание руководителя вашего города, что полтора года назад президент страны подписал документ о новых основных принципах культурной политики. Там написано: категорическая борьба за сохранение архитектурно-культурного наследия. Но ведь все это происходит еще и потому, что мы это позволяем делать, не требуем ответа от власти. А нужны постоянные встречи с общественностью, главный архитектор и руководитель города каждый месяц должны в прямом эфире отвечать на вопросы горожан. Делается ли это?
Вам же жить в этом запущенном городе с безобразными фасадами. И сколько в нем деревьев, вы посчитали? Вы посчитайте, не собьетесь со счета… Простите, если я кого-то обидел. Но когда спрашивают, надо отвечать искренне.
Справка:
Александр Николаевич Сокуров родился 14 июня 1951 года в селе Подорвиха Иркутской области в семье военного, участника Второй мировой войны. Окончил исторический факультет университета в Горьком, а затем институт кинематографии (ВГИК).
Уже во ВГИКе снял первый художественный фильм «Одинокий голос человека» по повести Андрея Платонова «Река Потудань».
Сегодня Сокуров - автор более 50-ти игровых и документальных фильмов, лауреат множества самых высоких кинематографических наград, в том числе премии «Золотой лев святого Марка» международного фестиваля в Венеции за фильм «Фауст».
В 2000 году на кинофестивале «Новое кино России» в Челябинске («Полный артхаус» - преемник этого фестиваля) фильм Александра Сокурова «Молох» был удостоен приза жюри прессы, награду вручал главный редактор «Челябинского рабочего» Борис Киршин. На той церемонии режиссер присутствовал заочно, а вот на открытии нынешнего фестиваля «Полный артхаус» номер четыре уже лично принял из рук Тамары Мордасовой самую почетную награду челябинского фестиваля - «За вклад в киноискусство».
Фото Сергея Белковского.
мебель в Черноголовке интернет магазин
.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве
замена тэн в стиральной машине в Москве