«Безумные дни в Екатеринбурге» ждут челябинцев

«Безумные дни в Екатеринбурге» ждут челябинцев

Три счастливых дня было у меня. Три дня высокой музыки, праздничной атмосферы, радостного общения с артистами мирового уровня. Три солнечных дня (погода подстроилась) «Безумных дней в Екатеринбурге» - фестиваля, который уже третий год подряд проводит Свердловская филармония. Ровно 100 (!) концертов на 8 площадках, собравшие в общей сложности 32 тысячи зрителей.

Все концертные залы находились в шаговой доступности друг от друга (фактически на одной улице). Так что меломаны успевали за пять минут перебегать из зала в зал. Самые «жадные» могли за день посетить 7-8 концертов, благо, цены на билеты были предельно демократичны: 100-200 рублей. Единственное исключение - концерт всемирно известного пианиста Бориса Березовского. Билет на него стоил 500 рублей (что тоже не пятьсот долларов), и билеты эти были раскуплены в день начала продаж, в апреле.

Одна из задач фестиваля - расширение аудитории концертов классической музыки (исследования показали, что обычно их посещают не более трех процентов екатеринбуржцев), ее омоложение и демократизация. Это вполне получилось. И пусть новые слушатели иногда хлопали между частями симфонии, музыкантов, казалось, только радовало это спонтанное проявление искреннего восторга.

«Безумные дни» - это, прости Господи, что называется, франшиза, то есть чужое изобретение, успешно перенесенное на екатеринбургскую почву. «La FolleJournee» более двадцати лет назад придумал для французского города Нанта один из самых известных музыкальных продюсеров мира Рене Мартен. Сотни исполнителей, десятки тысяч зрителей, доступные цены, демократичная аудитория, стремительные (не более часа) концерты, единое фестивальное пространство - вот стратегия «Безумных дней». Фестиваль распространился по всему миру, проходит теперь не только в Нанте, но и в Бильбао, Токио, Варшаве, а с 2015 года и в Екатеринбурге.

Как рассказывает директор Свердловской филармонии Александр Колотурский, им пришлось семь лет убеждать Рене Мартена включить уральскую столицу в орбиту «Безумных дней». Одна из причин раздумий то, что по всему миру фестиваль проходит в громадных многозальных концертных комплексах. Придя сюда утром, можно уже до ночи не выходить на улицу. В Екатеринбурге такого пространства пока нет (не сомневаюсь, что будет, чего только здесь не построено за последние годы, от небоскреба «Высоцкий» до Ельцин-центра). Но в итоге месье Мартен согласился на фестиваль на разных площадках в шаговой доступности. Думается, одна из причин - многолетнее участие творческих коллективов Свердловской филармонии (симфонического оркестра под управлением маэстро Дмитрия Лисса прежде всего) в «Безумных днях» по всему миру. И, конечно, поддержка местной, свердловской, власти, подобный фестиваль требует серьезных дотаций и организационных усилий.

Программу абсолютно всех концертов фестиваля (в этом году всех ста) формирует лично Рене Мартен. Он же каждый год формулирует тему, главное направление «Безумных дней». Нынче в Екатеринбурге это был «танец как одна из самых простых форм творческого выражения людей, как воплощение национальной самобытности» (цитирую Рене Мартена). Оркестр Дмитрия Лисса открыл фестиваль роскошным «Торжеством вальса», звучали Глинка, Чайковский, Сибелиус, Штраус, Равель, Хачатурян… Уровень мастерства и градус эмоций был необыкновенно высок и, кажется, уже ни в одном из последующих концертов не опускался ниже.

Приехало множество знаменитых музыкантов из разных стран мира. Больше всего из Франции: ансамбль барочной музыки «La Reveuse», трио «Wanderer», пианисты Жонас Вито, Реми Женье и Эммануэль Строссер, ансамбль старинной музыки «Obsidienne», квартет «Ardeo», трио Жюльена Мартино… Любимцами публики стали восемь вокалистов-виртуозов из Англии (ансамбль «Voces8»), изысканно (без сопровождения) исполняющие музыку от Баха до «Аббы». Испанцы, разумеется, привезли фламенко. И, конечно, была элита российского исполнительского искусства: пианист Борис Березовский, юная красавица-скрипачка, лауреат конкурса Чайковского Александра Конунова, Государственный академический камерный оркестр России под управлением Алексея Уткина, ансамбль ударных Марка Пекарского, московский камерный оркестр «Musica Viva» Александра Рудина, баянист Айдар Гайнуллин… Екатеринбургские коллективы и солисты (симфонические оркестры филармонии, основной и молодежный, мощный филармонический хор, ансамбль средневековой музыки «Flos Florum», джаз-хор) вызывали не меньший интерес и восторг публики, чем зарубежные и столичные звезды. Программы, разумеется, иногда повторялись, но все равно радовали фантастическим разнообразием. И залы были неизменно полны, хотя именно в минувший уик-энд в Екатеринбурге была просто лавина и других культурных событий, один Второй открытый фестиваль российского кино чего стоит.

Рассказываю все это не только для того, чтобы челябинские меломаны, живущие на голодном пайке качественных классических концертов, в очередной раз позавидовали соседям (ох, много чему можно позавидовать, с недавних пор даже воздуху, в Екатеринбурге дышится ощутимо легче). Фестиваль «Безумные дни» заинтересован в расширении своей аудитории за счет слушателей из соседних уральских городов. И руководство Свердловской филармонии готово к переговорам с представителями туриндустрии о формировании весьма привлекательно трехдневного тура: поездка на фестиваль, концерты (в будущем году их будет уже больше сотни) и другие радости уральской столицы. А для тех, кто не очень рассчитывает на поворотливость туриндустрии, всегда возможна индивидуальная инициатива. Поездка в Екатеринбург на авто занимает не больше трех часов, и на премьеры Екатеринбургской оперы челябинские меломаны, как я знаю, уже давно ездят. Главное - спланировать все заранее.

Для внесения в планы: четвертый фестиваль «Безумные дни в Екатеринбурге» намечен на 7-9 сентября будущего года. Его темой Рене Мартен планирует сделать изгнание. Скитание (совсем не всегда добровольное) композиторов по миру. И музыка, не знающая границ.

VK31226318