Челябинский художник Виктор Плотников сочинил спектакль «Щелкунчик» на сцене курганского театра кукол «Гулливер»

Челябинский художник Виктор Плотников сочинил спектакль «Щелкунчик» на сцене курганского театра кукол «Гулливер»

Конечно, прежде всего, художник. И его «балет марионеток» (так обозначен жанр спектакля), культурной памятью и фрагментами саундтрека связанный с балетом Чайковского (какой русский «Щелкунчик» обойдется без этой связи?), движим не разнообразнейшей музыкой (от Петра Ильича до «Битлз» и советских патриотических песен), а визуальными образами, тенями прошлого, фантомами настоящего и фантазиями о будущем.

Этот балет марионеток разворачивается в пространстве, которое оборачивается то бальным залом российской северной столицы былых времен с высокими окнами и витражами, где по паркету скользят воздушные пары танцоров, то некой конструкцией из колес и шестеренок: внутренний механизм старинных часов или музыкальной шкатулки. Но - перемена света: и выпуклые механизмы вдруг обернутся плоской картинкой с силуэтами фрески или иконы золотистого свечения.

Много чудес в этом «Щелкунчике». И начинающий его «закадровый» монолог главной героини, девочки Маши, об ожидании первого снега на самом деле монолог об ожидании чуда. Маша, большая девочка и маленькая женщина с золотыми волосами и упрямым лбом (вечный образ плотниковских спектаклей), - центр и демиург этого мира, его хранитель и даже спаситель: именно атласная туфелька Маши (с бантиком, конечно), а не сабля Щелкунчика, уничтожит семиглавого Крысиного короля в финале спектакля.

Но сначала будет настоящий Армагеддон, битва цивилизаций, культуры и варварства (сюжет вечный, но в наши дни как-то особенно актуальный). И в этой битве прекрасная дама-девочка Маша и ее рыцари защищают от крысиной армии не просто дом, а, если угодно, миропорядок, территорию красоты и культуры подлинной, вечной и штучной от носителей культуры массовой, агрессивной и ложной (крысиная стая наделена немалым количеством примет носителей такой культуры). В этой битве гибнет новый персонаж «Щелкунчика» - Синий заяц.

Прощание с ним, завораживающее шествие траурной процессии (особенность современного театра для детей - небоязнь говорить со своими зрителями о вещах тяжелых и страшных, в том числе и о смерти, в этом у плотниковского «Щелкунчика» много общего с такой знаменитой постановкой, как «Счастье» режиссера Андрея Могучего по «Синей птице» Метерлинка в Александринском театре Санкт-Петербурга) - мистический парад этих самых носителей истинной культуры (самых разных: и Чарли Чаплин появится в этой процессии, и те же «Битлз»), отдающих должное своему герою.

Эта, прямо скажем, небанальная сцена пугает некоторых взрослых, перекормленных в свое время слащавым и фальшивым «театром детской радости», а современные курганские малыши и подростки глядят завороженно и, это видно, глубоко переживают увиденное, даже если и не все понимают (эмоция здесь важнее банальной внятности).

60 кукол разных систем придумано для этого спектакля. Больше всего марионеток (не частые гости на российской кукольной сцене вообще-то, а здесь их множество, каждая - произведение искусства). Но немало и мобилей со сложной механикой (в их создании велика роль челябинского мастера Николая Панафидина) и уж совсем штучных кукол, вроде двух «запечных призраков», домовых дома Маши, главных рассказчиков и комментаторов истории - это две огромные головы, виденные сквозь витражное стекло, их ирреальные тени добавляют истории немало именно сказочного колорита.

Неудивительно, что в театре художника самое сильное - работа художника, а вот то, что сделано Плотниковым-драматургом и Плотниковым-режиссером, вызывает не только восхищение, но и вопросы. Режиссеру, к примеру, имело смысл превратить актерскую команду спектакля (она, в общем-то, замечательная: Татьяна Есина, Татьяна Кокина, Сергей Котельников, Анна Лазарева и Владимир Лазарев) не только в старательных исполнителей, но и в сотворцов, что называется, раствориться в актере (или даже умереть). И тогда спектакль поднялся бы на еще большую высоту. Впрочем, быть может, это у него еще впереди, ведь идут только премьерные показы.

А челябинским театралам пока можно только мечтать о том, чтобы «Гулливер» привез своего «Щелкунчика» на гастроли в родной город его создателя. Есть предложение: сделать это во время намеченного на осень 2016-го фестиваля Челябинского театра кукол «Соломенный жаворонок». Правда, в его афишу попадают только спектакли для взрослой публики. Но этот «Щелкунчик» не разочарует любую аудиторию. Пусть придут взрослые зрители. Только обязательно приведут с собой детей.

VK31226318