Гран-при для «Топлива»

Гран-при для «Топлива»

Челябинскому международному театральному фестивалю «Камерата» уже четверть века, в России он один из самых старых и авторитетных. Проходит раз в два года, нынешний был тринадцатым по счету. «Несчастливый» номер не помешал собрать чрезвычайно содержательную афишу, радующую и географией спектаклей (от Улан-Удэ до Хельсинки), и замечательными актерскими и режиссерскими именами.

У «Камераты» есть «вечные спутники» - режиссеры и театры, новых работ которых на фестивале ждут с неизменным интересом.

Это екатеринбуржец Николай Коляда и его авторский «Коляда-театр». На сей раз они привезли свою театральную версию «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова, и уникальный актер Олег Ягодин, играющий в этом спектакле Кису Воробьянинова, получил награду «Камераты-2017» за лучшую мужскую роль. Это пермяк Сергей Федотов и его театр «У моста», сыгравшие постановку по новой пьесе Мартина МакДонаха «Палачи» (фестивальная награда за лучшую женскую роль молодой актрисе Марии Новиченко). Это главный режиссер Красноярской драмы Олег Рыбкин. Сибирский театр привез его спектакль «Чик. Гудбай, Берлин», который стал замечательным финальным аккордом фестиваля и получил сразу две награды жюри: за лучшую работу режиссера (Олег Рыбкин) и лучший актерский дуэт (молодые актеры Станислав Линецкий и Никита Косачев). И пока Никита Косачев играл спектакль в Челябинске, в Красноярске у него родился сын.

В жюри «Камераты-2017» в этот раз работали театральные критики из Москвы, Санкт-Петербурга и Челябинска Екатерина Дмитриевская, Павел Руднев, Татьяна Джурова и Владимир Спешков.

Еще о фестивальных наградах. Приз за лучшую работу сценографа уехал в Магнитогорск (Алексей Вотяков - художник спектакля «Женитьба» Магнитогорской драмы). Спектакль Бурятского академического театра драмы имени Хоца Намсараева «Старик и море» по рассказу Эрнеста Хемингуэя (режиссер Олег Юмов) с мощным бурятским актером Бастой Цыденовым в роли старого рыбака Сантьяго и виртуозным музыкантом Виктором Жалсановым, сопровождающим своей игрой эту театральную историю, национальный колорит которой только способствует всемирной отзывчивости, получил специальный приз жюри.

Совершенно особенным событием «Камераты-2017» стал моноспектакль санкт-петербургского «Pop-up театра» по документальной пьесе Евгения Казачкова «Топливо» в постановке Семена Александровского с актером Максимом Фоминым в главной и единственной роли. Герой «Топлива» - создатель электронных словарей и организатор первых российских флэшмобов Давид Ян, россиянин с китайской кровью, физик-теоретик и бизнесмен, человек совершенно особенного, но в чем-то типичного для новой России, пути к успеху, свободе, самодостаточности. Для героя нового типа режиссер и актер (Максима Фомина уместно назвать актером-виртуозом и актером-интеллектуалом) нашли очень современную форму, где глубина материала соседствует с элегантной легкостью его изложения, интеллектуальный изыск с радостной театральной игрой. «Топливо» получило Гран-при фестиваля, а Максим Фомин отмечен дипломом Ассоциации театральных критиков России.

Шесть дней «Камераты» были необычайно насыщены событиями. Помимо одиннадцати спектаклей и их заинтересованных обсуждений прошли лекция Павла Руднева о современной российской режиссуре (ее героями были Кирилл Серебренников, Константин Богомолов и Дмитрий Волкострелов), беседа о театрах стран ШОС И БРИКС, видеопоказ спектакля театра «ARTиШОК» из Алматы «Аккомпаниаторша», актерские клубные вечера, капустники от хозяев фестиваля - Камерного театра Челябинска, бесконечное кулуарное общение.

«Камерата» номер четырнадцать состоится осенью 2019 года.

На снимке: актер Максим Фомин в спектакле «Топливо»

VK31226318