Кинопрогулка по Челябинску с Вячеславом Шмыровым

Кинопрогулка по Челябинску с Вячеславом Шмыровым
Задумав цикл публикаций «Киноводитель по Челябинску» — рассказы о людях и событиях, связанных с миром советского и российского кино и с нашим городом и нашим краем, договорился с Вячеславом Шмыровым в дни кинофестиваля «Полный артхаус» в Челябинске встретиться, чтобы поговорить на эту тему.
Встреча состоялась в кинотеатре «Знамя» после открытия ретроспективы фильмов Александра Сокурова. Александр Николаевич захотел после своего выступления задержаться в зрительном зале, чтобы посмотреть начало фильма «Солнце».
Мы с Вячеславом Юрьевичем вышли в фойе и расположились за столиком в небольшом буфете. Стены кинотеатра были оформлены по-современному, но это один из самых старых и самых заслуженных кинотеатров в городе, ему уже больше ста лет, поэтому, как не здесь, было начать наш разговор.

— Мне близка идея кинематографического краеведения, — сразу заметил Вячеслав Шмыров, — потому что так складывается в нашей стране, что кино ассоциируется, как правило, с большими городами – Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, где в советское время была знаменитая Свердловская киностудия.
Но люди, которые приезжали и приезжают учиться и работать в кинематографе в Москву или Петербург, они ведь в большинстве своем из регионов, как сейчас говорят. И если об этом забывают, жаль. Просто так проявляется невнимание регионов к собственной биографии.
Челябинской области в этом плане, может быть, повезло больше, чем другим – здесь уже больше десяти лет существует уникальная премия «Светлое прошлое».

Не случайно в дни нынешнего кинофестиваля мы решили сделать вечер об артистах челябинского драмтеатра на экране. Прежде всего, вспомнить и рассказать о тех, кто еще недавно работал в театре – Юрий Цапник, Леонард Варфоломеев, Петр Кулешов.
На самом деле, очень много любопытных фактов и страниц киноистории, которые стоит помнить и знать. Например, Сергей Аркадьевич Головин из Малого театра два года перед Великой Отечественной войной руководил челябинской драмой. А он снимался в таком классическом советском фильме, как «Поликушка» с Иваном Москвиным. Этот фильм по рассказу Льва Толстого был снят в 1919 году и стал первым из советских фильмов, получивших мировую известность. Это всего один эпизод, имеющий прямое отношение и к истории советского кино и к истории Челябинска тоже.
Только на букву «А» собралось более ста фамилий, так постепенно, если этим серьезно заняться, может получиться «Кинословарь. Челябинск». В нем будут сведения о людях, которые через кино были связаны с Челябинском и Челябинской областью в разные годы прошлого столетия.

В Копейске, например, недолгое время был в эвакуации театр Николая Павловича Акимова. И там жил Сергей Николаевич Филиппов, которого не без оснований считают королем эпизода.

В Челябинске в годы войны находился не только Малый театр, но и Щепкинское училище. В то время, например, Евгений Вестник, будущий Народный артист Советского Союза, учился и жил в Челябинске.

— Отдельная тема – Сергей Герасимов и Леонид Оболенский.

— Несомненно, ведь вокруг этих личностей в кино легко соберем множество блистательных актерских имен времен советского кино.
Есть такой фильм «Жизнь одна» и есть в нем кадры, где стоит большая группа учеников Сергея Герасимова – там и Зинаида Кириенко и Людмила Гурченко, Валентина Теличкина, идет закладка камня, как раз , на месте кинотеатра «Октябрь» в Челябинске на улице Кирова. На камне было написано: здесь будет музей Герасимова.
Напомню, здесь когда-то планировали открыть музей великого земляка. Но теперь и этого здания нет на Кировке, на его месте выросла высотка…

При мэре Вячеславе Тарасове планировалось, что под музей Сергея Герасимова отдадут кинотеатр «Родина». Сейчас у него новая уже не киношная жизнь — с органом. Предполагалось, что может появиться в Челябинске памятник Герасимову.

Композитор Сергей Прокофьев никогда в Челябинске не был, а памятник ему стоит. Ощущение от этого возникает какого-то чудачества.

— Помню 2001 год – поездку учеников Герасимова в Кундравы, - говорит Вячеслав Шмыров, - в Кундравах Сергей Герасимов не родился, но там был храм, где будущего классика советского кино крестили.

Потом в Челябинске был торжественный вечер памяти – замечательно пел «Ариэль», были пельмени по-герасимовски. Рецепт – смешивают три фарша, свинина, баранина, говядина, добавляют костный мозг и варят в курином бульоне.

Станислав Говорухин тогда, помню, скептически отнесся к идее сделать музей кинорежиссеру в Кундравах — это же далеко, специально мало кто будет сюда ездить. Заметил: откройте лучше чайную его имени вблизи на трассе.

— И, тем не менее, музей открылся и в нем есть редкие вещи.

— Да, из Москвы перебралась обстановка кабинета Сергея Герасимова. Она могла бы оказаться во ВГИКЕ, чье имя носит институт кинематографии. Но не случилось. Сейчас она оказалась в Кундравах, много ли людей там бывает, не берусь судить. На мой взгляд, можно было бы в новом здании краеведческого музея в Челябинске сделать один зал под кабинеты великих земляков, в том числе и Герасимова.

— Металлургический район, оказывается, место, подарившее городу и стране не только металлургов. Здесь родились космонавты Максим Сураев и Юрий Шеффер. Есть здесь и свои «люди кино» — кинокомик Евгений Воскресенский, снимавшийся, например, в «Мелодии для флейты» Эльдара Рязанова, ставший лауреатом «Светлого прошлого». И Вячеслав Шмыров, киновед и кинокритик – тоже детские годы провел в Металлургическом районе Челябинска.

— Школьником в кинотеатре «Россия» помню приезд Андрея Миронова, Олега Янковского. Брал у них автографы, они хранятся у меня до сих пор. Выскочил за Мироновым, было мне лет десять тогда, стал требовать фотографию для автографа, но у меня не было с собой ручки.

Я был даже возмущен – почему он ходит без ручки. Выручила Мария Степановна, она работала продавцом мороженого в кинотеатре. Она меня знала, потому что дружила с моей теткой, она-то и дала свою ручку Андрею Миронову.

Помню в этом кинотеатре такой иностранный фильм «Лев готовится к прыжку». Там была эротика. В нашем кино в те годы тема недоступная, поэтому подростки смотрели этот фильм по нескольку раз.
С моей теткой Анной Васильевной мы каждое воскресенье ходили в кино. Однажды она была с подругой, после фильма Юрия Озерова «Освобождение», где показали бункер фюрера под Винницей, та произнесла, как бы «в никуда»: Гитлер таким не был. Оказалось, девчонкой она в этом бункере у фюрера работала официанткой. Потом ее с Западной Украины выслали сюда, на Урал.
Много лет позже стало ясно: люди прятали свои биографии, не рассказывали многого. Например, моя тетка работала в тресте ресторанов, там была женщина, которая каждый день печатала меню, так про нее говорили, что она секретарь Кирова.

— Вопрос, без которого, наверное, не обойтись сегодня – все же Год кино, что от него стоит ждать?

— Не стоит, наверное, преувеличивать. Как известно, недавний Год литературы закончился закрытием многих библиотек в стране. Конечно, приятно, что государство объявило Год кино. Думаю, что его хорошим итогом могло бы стать переустройство кинотеатров во многих малых городах, современное их оснащение, без чего трудно рассчитывать, что люди пойдут в кинотеатры.

Справка:

Шмыров Вячеслав Юрьевич родился 5 октября 1960 года в Челябинске. Учился на филологическом факультете и на факультете журналистики Уральского государственного университета (Свердловск). В 1987 году окончил сценарно-киноведческий факультет ВГИКа имени С. А. Герасимова .

Избирался президентом Федерации киноклубов России, заместителем председателя правления Московского союза кинематографистов. Как критик и киновед печатался в журналах «Искусство кино», «Советский экран», «Сеанс», «Киносценарии», «Театр», «Огонек», газетах «Культура», «Литературная газета». Автор книги «Изъятое кино» (1995, с Е. Марголитом, приз кинопрессы, 1995). С 1999 года – издатель и главный редактор журнала «Кинопроцесс» (премия «Золотой овен», 2000).

Награжден премией Союза кинематографистов СССР в области киноведения и кинокритики (1988), почетным призом Фестиваля архивного кино «Белые столбы» «За личный вклад в отечественную киножурналистику» (2006).

Инициатор и организатор фестивалей отечественного кино в Вологде, Челябинске, Самаре, Чебоксарах .
VK31226318