Мариэтта Чудакова: «Грамотный тот, кто выучился читать в пять лет»
Но работу над фундаментальным трудом она прерывает на поездки по России. Едет на машине, потому что в багажнике всегда везет книги. Чтобы, свернув с автострады, подарить их маленькой сельской библиотеке и провести урок словесности с местными ребятишками.
Меня научил читать старший брат в пять лет. Тогда считалось редкостью, сейчас уже нет. Маме говорили: если в пять лет читать много, то может крыша поехать. Меня вечно ловили с книгой и пытались отобрать. За 10 лет учебы в школе я сделала две ошибки. Дочку тоже выучила читать в пять лет. Она никаких ошибок не делает.
Или вот часто мы слышим: «Выбрали самый оптимальный маршрут». Я в своих викторинах задаю ребятам вопрос: что здесь не так?
Ни разу не было случая, чтобы не нашелся школьник, который бы ответил правильно. А у меня с первого по одиннадцатый класс, и вот выходит крошка и говорит: «Оптимальный - это и есть самый лучший». Я прямо плачу от восторга!
Мы свой язык абсолютно забросили, он у нас в полном небрежении, поэтому возмущаться, что его не изучают за рубежом, довольно глупо.
В течение XIX века язык проделал большой путь, чтобы отсечь те французские значения, которые нам не нужны, потому что у нас они другими словами передаются.
Однажды в Барнаульском заочном финансовом институте я предложила назвать значение слова «истеблишмент». Все без исключения 19 человек в группе ответили: английский полицейский. Я готова была кричать от отчаяния!
Кстати, один школьник позже открыл секрет: «Ну, может, потому что на «-мент» оканчивается».
А стихи действуют практически поверх смысла. Пусть даже часть текста ребенок пока не понимает, но стихи все равно завораживают.
На минувшей неделе Мариэтта Омаровна была гостьей фестиваля «Открытая книга», который уже в пятый раз проводил физико-математический лицей № 31.Мы публикуем несколько фрагментов выступления Мариэтты Чудаковой перед челябинскими библиотекарями.
К кому претензия? К Пушкину?
В последние годы проблема чтения классики прямо связалась со знанием русского языка. Можно ли представить, что наши ребята не знают значения таких слов, как «невежа», «невежда», «ничком» и «навзничь»? А между тем это так.Вот сейчас идут дикие истерики родителей: «Дети не могут выучить стихотворение «Осень». Они его не понимают». Не понимают вот это: «Уныла поря, очей очарованье…»? И вот хочется спросить, причем, взяв за грудки такого родителя: «У тебя к кому претензия? К Пушкину?» Теперь что нам сделать - сбросить Пушкина с корабля современности? Вместо того, чтобы объяснить своему ребенку, что такое очей очарованье, и прокомментировать стихотворение, чтобы оно для него зазвучало, мы видим самый настоящий бунт родителей.Говорят, что нации, как люди, иногда впадают во временный психоз. У меня впечатление, что в последние годы что-то такое происходит с нами. Я думаю, пройдет - не с таким сталкивались.
Знание языка. Как писать без ошибок?
Люди беспокоятся: как бы под наплывом английских слов русский язык не разрушился.Объявляю официально: если почва родного языка прочная - ничто ему не грозит. Если она разрыхлена бог знает чем, то да, можно голыми руками брать.Язык надо знать. Что для меня знание родного языка? Собственно грамотность ставлю на третье место. У всех нас есть знакомые с широким культурным кругозором, начитанные, умные - но эти люди делают ошибки на письме. А другие пишут грамотно, хотя ни одного правила не знают.
Меня научил читать старший брат в пять лет. Тогда считалось редкостью, сейчас уже нет. Маме говорили: если в пять лет читать много, то может крыша поехать. Меня вечно ловили с книгой и пытались отобрать. За 10 лет учебы в школе я сделала две ошибки. Дочку тоже выучила читать в пять лет. Она никаких ошибок не делает.
У меня была гипотеза. Я ее проверила в школе. Подтвердилась на сто процентов и стала, как в таких случаях говорят, теорией. Грамотный тот, кто выучился читать в пять лет. Почему? Потому что в пять лет мы слово не читаем, а рассматриваем как картинку. Мы запоминаем его внешний облик.В классе, где я работала, все отличники и хорошисты выучились читать до школы. Все троечники и двоечники выучились читать к концу первого класса. Так что учитесь читать вовремя, тогда не будет проблем.
Если встретили незнакомое слово...
На первом месте для меня - необходимость знать все слова, входящие в состав родного языка. Даже если вы это слово никогда в жизни не употребите. Но когда вы открыли Пушкина или Толстого и оно вам встретилось, вы должны знать его значение. Иначе не сможете постигнуть целиком этого писателя.Что делать, если встретили незнакомое слово? В течение двух дней необходимо посмотреть его значение в словаре. Двух дней - дальше слово улетучивается! Тогда у вас будет нормальный процесс расширения своего словарного запаса.
Оптимальный и есть самый лучший!
Второй критерий знания языка - умение грамотно строить фразу. Вот есть поговорка: встречают по одежке, провожают по уму. А теперь встречают по речи. Например, когда вы пришли наниматься на работу.У моей дочки в пять лет появилась сыпь. Вызываю врача, он говорит: «Ложьте девочку». У меня все внутри упало.Дипломированный врач не может так сказать! Так и было, выяснилось, что это фельдшер.
Или вот часто мы слышим: «Выбрали самый оптимальный маршрут». Я в своих викторинах задаю ребятам вопрос: что здесь не так?
Ни разу не было случая, чтобы не нашелся школьник, который бы ответил правильно. А у меня с первого по одиннадцатый класс, и вот выходит крошка и говорит: «Оптимальный - это и есть самый лучший». Я прямо плачу от восторга!
А у них - «ordinateur»
Нередко приходится слышать: «Почему русский язык не изучают за рубежом?» Что изучать?Мы свой язык абсолютно забросили, он у нас в полном небрежении, поэтому возмущаться, что его не изучают за рубежом, довольно глупо.
Франция занимается языком. Во всем мире компьютер - это «computer», а у них - «ordinateur». Свое слово нашли! Но они заняты в первую очередь французским языком, а не тем, чтобы не пускать иностранные. Язык сам организует барьер, если им хорошо заниматься.Известный лингвист Ирина Левонтина цитирует инструкцию для стирального порошка: «Для деликатной стирки». Слово «delicat» пришло к нам из французского в карамзинские времена.
В течение XIX века язык проделал большой путь, чтобы отсечь те французские значения, которые нам не нужны, потому что у нас они другими словами передаются.
И осталось одно: «деликатный человек». А порошок какой? Но ведь есть же прекрасное слово - «бережный». Вот так неряшливый переводчик инструкций для порошка уничтожил вековую языковую работу нации.
Миссия школы
Как суживается после школы словарный запас людей! Школьники еще отвечают на вопрос, кто такой невежа и кто такой невежда. А вот дальше…Однажды в Барнаульском заочном финансовом институте я предложила назвать значение слова «истеблишмент». Все без исключения 19 человек в группе ответили: английский полицейский. Я готова была кричать от отчаяния!
Кстати, один школьник позже открыл секрет: «Ну, может, потому что на «-мент» оканчивается».
Из этого я вывела: сейчас на школе - огромная ответственность. Это последнее место, где наш молодой гражданин имеет дело с настоящим русским языком.Только в школе ребенка в коридоре любой предметник остановит, поправит, если тот говорит что-то не так. После школы человек попадает в молодежный анклав и начинается усыхание языка.
Нет книг, которые читать рано
…Сельские школьники - теперь аксиома для меня - более начитанны. Объяснение: Интернет менее доступен, чем в городе. Так вот, на селе ребята знают значения слов, которые, казалось бы, ушли. Во многих сельских местах мне с ходу приводили массу синонимов, например, слову «вальяжный».Нет книг, которые читать рано. Сейчас, правда, я прибавляю: за исключением тех, которые не надо читать никогда.Вы научили ребенка читать в шесть лет. Ему восемь, и он читает «Войну и мир». Скажите, что плохого произошло?
А стихи действуют практически поверх смысла. Пусть даже часть текста ребенок пока не понимает, но стихи все равно завораживают.
Вот на сайте общественного объединения «Ответственные родители» ничтоже сумняшеся пишут, что до 12 лет нельзя читать «Сказку о царе Салтане», «Дюймовочку»… У парня в 13 лет усы пробиваются! Да если я увижу его за чтением «Дюймовочки», и он мне скажет, что взял ее в руки в первый раз... Ну не знаю, тут только к врачу!Или вот «Мастер и Маргарита». Среди школьников от 12 до 17 лет в Москве это по-прежнему самая любимая книга. Значит, мы должны с этим считаться. Я даю учителям ход, как вывести школьника через этот роман к Гоголю, Пушкину и Бунину, которые там «содержатся». А нам говорят: надо убрать «Мастера и Маргариту» из школы!
Тут не в романе проблема. И не в детях. Сейчас в депутаты набрали троечников. Я как преподаватель всегда узнаю, как человек в школе учился. Десяти минут общения мне достаточно…