Участница телешоу «Романтика романса» Елена Никитина выступит в концертном зале им.Прокофьева
26 января в Челябинской филармонии — вечер современного романса, который представляет певица, актриса, лауреат конкурса «Сибирская Романсиада», неоднократная участница передачи «Романтика романса» на канале «Культура» Елена Никитина. Елена – солистка Челябинской филармонии. Ее отличает стремление постоянно удивлять: меняться, находить новые произведения и забытые шедевры, создавать новые программы, вживаться в новые образы. Ей неинтересно исполнять один и тот же репертуар более трех концертов подряд. Она с удовольствием ведет собственные программы и любит петь с залом, аккомпанируя на рояле или гитаре. Ее пение ценит Леонид Серебренников, а зрители по манере исполнения и тембру сравнивают с исполнительницами романсов Валентиной Пономаревой и Нани Брегвадзе.
Елена, вы приехали в Челябинск не так давно, несколько лет назад. Откуда вы родом, где работали раньше?
Вообще родом с Вологодчины. А если «совсем вообще» – то даже из Индонезии, где папа работал военным переводчиком. Из Джакарты мы переехали в Вологду, откуда мои родители. Там я окончила школу и музучилище по специальности «Теория музыки» – проще говоря, музыковед. В частном порядке брала уроки вокала, просто обожала пение. В отчетных концертах училища всегда выступала с вокалистами, хоровиками. А потом уехала в Питер, ставший вторым родным городом. Очень полюбила Сибирь, где прожила больше пяти лет. Будучи женой военного, поездила и поработала по всей стране, и это счастье: во многих городах завязались творческие контакты, остались дорогие сердцу люди.
Наверное, высшее музыкальное образование получали как раз в Питере?
Там в студии при театре «Мюзик-холл». Специальность – солистка-вокалистка эстрадного жанра. Тогда, в начале восьмидесятых, в Петербурге не было еще никаких эстрадных факультетов. Все, кто хотел серьезно петь в этом жанре, учились в студии при «Мюзик-холле». Она была на высоте, поэтому и конкурс серьезный – сто человек на место. По окончании студии пятерых выпускников оставили работать в театре, я попала в их число. Потом, немного поработав на эстраде, в Петербурге получила второе образование – высшее, с отличием окончив режиссерский факультет Института Культуры.
При вашей любви к пению выбрали режиссерский?
Нельзя просто стоять и петь. Это главное, что заложили в своих выпускников преподаватели «Мюзик-холла». Ты ж не радиотеатр, люди на тебя смотрят! Песню нужно прожить, выстроить, как выстраивают роль: сквозное развитие – и кульминация, осмысленная пауза. С таким подходом песня превращается в мини-спектакль. На режиссерский я пошла, чтобы научиться это делать. Очень люблю большие шоу, поэтому в моих концертах не раз участвовали воздушные гимнасты, танцоры-бальники, театр моды. Не люблю петь так, как сто человек до тебя пели. Зачем! Все мы разные, этим и интересны друг другу. А иначе – скучно. Буду и дальше петь так, как чувствую.
В вашем творческом резюме значится даже работа в театре кукол. Это ведь совершенно особое искусство.
Да, почти десять лет – в Вологде. Когда только пришла, ничего не понимала, но научилась. Приходилось заниматься по выходным, осваивала технику. Часто меня занимали в спектаклях не только для работы за ширмой, но и живых выступлений. Через восемь лет достигла высшей актерской категории и поняла, что дальше такого же азартного освоения нового в этой профессии для меня не будет. Решила уйти. Тем более, что уже вела на областном телевидении цикл музыкально-креведческих программ, на городских концертах выступала как певица… В общем, музыка перетянула!Театр кукол дал прекрасный опыт в плане человеческих взаимоотношений: без чувства команды спектакль не выдержишь. Первое время, особенно у новичков, затекает рука, просто немеет. Если рядом стоящий не подставит плечо под твой локоть, до конца спектакля не додержаться. Благодаря актерам-кукольникам я узнала, что такое настоящее театральное братство. Для меня очень важен хороший микроклимат в коллективе. Не выношу разборок, язвительные реплики.
А к какой музыке сегодня особенно лежит душа?
Последние лет пятнадцать я «запала» на ретро. Делаю много ретро-программ, просто «купаюсь» в музыке шестидесятых, семидесятых. Обожаю попурри, это моя творческая фишка. Когда отбираешь произведения для программы, многое остается «за бортом», и всегда жаль, что публика их не услышит. Поэтому объединяю их в попурри – выстраиваю по куплету, припеву из разных песен в целостную историю. Надо быстро перестраиваться на другую тональность, другой ритм, и чтобы пианисты, разбираясь в этом, не «сходили с ума», я всегда пою попурри под свой аккомпанемент на рояле. А когда хочется попеть вместе с залом, – беру гитару: она задает общению со зрителем простой и дружеский тон.Люблю романсы. Причем не строго академическое, а актерское исполнение: где-то пропеть «пробросом», где-то помолчать – паузу «повесить», обязательно выделить главные, ключевые слова текста романса. И вот уже третий год подряд – абонемент из моих сольных романсовых концертов в зале Культурного центра Елены Образцовой на Невском проспекте.
Очень люблю выступать в старинных особняках, залах, музеях. Наверное, в прошлой жизни была дворянкой. Когда сотрудники музеев в качестве концертного реквизита предоставляли мне старинные ароматницы, перчатки, веера, было ощущение, что это все мое, привычное. Просто зачем-то забирали в музей, а теперь отдали обратно.
Вы еще выступаете в амплуа музыковеда.
И очень это люблю! Хочется на концертах не только петь, но и рассказывать про разные эпохи, композиторов, исполнителей. Тогда совершенно иначе воспринимаются зрителями герои моих концертных программ, как Анна Герман, Майя Кристаллинская, песни Евгения Мартынова, Андрея Петрова, Александра Зацепина, Вадима Козина… У ярких людей и судьбы, как правило, яркие, зачастую – с трагическим изломом. Песня «с историей» слушается по-другому. Щемящие песни становятся не просто грустными или лирическими, но воспринимаются с комком в горле. Не раз слышала, как люди, выходя с моих концертов, говорили: «Ой, так наплакались. Хороший был концерт!»(смеется)
А как судьба привела вас на «Романтику романса», «Романсиаду»?
Это такие неслучайные случайности. Мы давно дружим с наследницей старинного вологодского дворянского рода Ниной Владимировной Зубовой. Она – двоюродная праправнучка композитора конца XIX – начала XX веков, автора известного романса «Не уходи, побудь со мною...!» Николая Зубова. Работая в Вологде, я долгие годы сотрудничала с музеем, делала много программ на краеведческой основе, и вологжанин Зубов был для меня особо интересен. А Нина Владимировна ведет огромную исследовательскую работу. Ищет романсы, которые не были исполнены, осели в архивах, библиотеках, у коллекционеров.Она открыла мне историю любви Николая Зубова со знаменитой певицей Анастасией Вяльцевой – королевой русского романса. Вместе мы ездили на родину Вяльцевой, на Брянщину, с концертами. Однажды Нина Владимировна позвонила: «Лена, в Москве начинается «Романсиада». Вам обязательно нужно участвовать! Бросайте все и езжайте». Я колебалась, но рискнула поехать.
Во время прослушивания Валентина Пономарева и Александр Михайлов присудили мне высший балл. Гала-концерт проходил в Колонном зале Дома Союзов. Чувствовала себя Золушкой, попавшей на бал! Самое яркое впечатление – люстры! Так боялась смотреть на зал, что глядела куда-то вверх и даже не вспомню, что пела! По итогам конкурса завоевала специальный приз.
В момент вручения произошла интересная история. Награждающая меня женщина запела романс, а я на автопилоте села за рояль и начала подыгрывать. Тут с места сорвался Николай Сличенко (он был членом жюри), подхватил мелодию. У меня абсолютный слух, поэтому аккомпанировать практически любую музыку не составляет труда. Сличенко это понял, запел второй романс соло и говорит мне: «Давай, играй»! Боже, неужели такое бывает! Мало того, что задержалась на сцене еще на два номера, так выступила в дуэте с самим Сличенко!
Зал понял, что это импровизационный момент?
Руководители «Романсиады» потом рассказывали, что люди были удивлены: когда, мол, успели отрепетировать? Кстати, эта идея впоследствии прижилась на конкурсе.Члены жюри во время награждения стали петь. А потом та же Нина Владимировна Зубова подсказала мне, что на Брянщине проходит всероссийский конкурс исполнителей имени Анастасии Вяльцевой…
Где вы завоевали Гран-при и приз зрительских симпатий…
К тому времени я подготовила большую программу, посвященную истории любви Анастасии Вяльцевой и Николая Зубова. Портреты Вяльцевой, «королевы граммофона», в начале XX века часто печатали на почтовых открытках. В Питере я накупила этих антикварных открыток, на концертах показывала зрителям, пускала по рядам. В общем, была, что называется, полностью «в теме» и полностью готова к конкурсу.Председателем жюри был Александр Ведерников – бас из Большого театра. На гала-концерте члены жюри тоже пели, и когда я слушала его, то сидела на кончике стула и не дышала. Это было эталонное исполнение. Хотелось, чтобы оно не заканчивалось никогда...
А уже потом была «Романтика романса». Впервые меня пригласили на это проект телеканала «Культура» как победительницу Вяльцевского конкурса, – там была программа, посвященная ей. Мы познакомились и подружились с Леонидом Серебренниковым, тогда он вел эту передачу. Через несколько лет, когда ведущей уже была Любовь Казарновская, посчастливилось вновь стать участницей программы. А на 17 сентября нынешнего года подтверждена следующая съемка с моим участием – исполнилось 150 лет со дня рождения Николая Зубова.
На Леонида Серебренникова ваше выступление произвело впечатление – впоследствии у вас сложился творческий дуэт.
Да, он дважды приглашал меня выступить с сольными концертами в камерном зале Московского международного Дома Музыки в своем абонементе «И не только романс». Потом мы вместе выступали с концертами в Вологде и Череповце.
26 января в Челябинской филармонии пройдет Ваш концерт. Что мы услышим со сцены зала Прокофьева?
Программу современных песен и романсов — Андрея Петрова, Булата Окуджавы, Исаака Шварца, Микаэла Таривердиева, Алекандры Пахмутовой. Вместе со мной на сцену выйдут замечательные музыканты — флейтист Марат Файрушин, саксофонистка Татьяна Зайцева. Специальным гостем концерта станет петербургский пианист Александр Богачев. До встречи на концерте!
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве