В Челябинске представили «текучую» версию оперы «Евгений Онегин»
Польский режиссер Михаил Знанецкий уже ставил «Евгения Онегина» в театрах разных стран. Сложностью в тех случаях был культурный барьер: всё-таки в Аргентине или Уругвае с творчеством Пушкина и Чайковского знакомы куда меньше, чем в России. Чтобы лучше передать содержание оперы, режиссер усилил дополнительные выразительные средства (художником выступил итальянец Луиджи Сколио). Так на сцене в первом действии появился мобильный березовый лес, метафизика которого усилена зеркальными конструкциям. Также важная роль отведена символике воды.
– Вода помогла добавить энергии, – отметил на предпремьере Михаил Знанецкий. – Сначала солистам не слишком понравилась такая идея. Но потом на репетициях они ощутили силу воды и поняли, какое воздействие она может оказать на зрителя. Например, полонез в третьем действии вызывает куда больше эмоций. Последняя сцена разговора Онегина с Татьяной также усилилась.
Благодаря деревьям и воде воплощен принцип психологического параллелизма. В самом начале на сцене находятся обледеневшие березы. Онегин в исполнении Владимира Боровикова тоже холоден и абсолютно непроницаем. Дуэль с экзальтированным Ленским (Павел Чикановский) проходит на треснувших льдинах. В первом и втором действиях выражение лица Онегина вполне соответствует расхожей характеристике «poker face».
Противоположностью оказались Ольга, роль которой очень живо исполнила Анастасия Лепешинская, и эмоциональная Татьяна – Гузелья Шахматова. Она поддерживает накал страсти большую часть действия. В финале на пике он совпадает с переменившимся духом Онегина, который уже не сдерживает своих эмоций. Как выяснилось, Гузелья Шахматова раньше исполняла партию Татьяны несколько по-другому.
– Я впервые готовила эту роль вместе с Галиной Вишневской, когда занималась в ее Центре оперного пения, – сообщила солистка нашему сайту. – Галина Павловна очень подробно рассказала мне, как исполнять партию. Она говорила, что Татьяна за весь спектакль не должна смотреть на Онегина. Это соответствовало бы нравам той эпохи. На этот раз была установка сделать Татьяну более надменной.
Много внимания в новой постановке уделено костюмам, над которыми работали несколько месяцев в Москве и Челябинске. Одежда стилизована под моду 1830-х годов, но в то же время платья не выглядят старомодно. Такой замысел воплотила художник по костюмам Елена Сластникова.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве