В Челябинском краеведческом музее завершился фестиваль современного искусства

В Челябинском краеведческом музее завершился фестиваль современного искусства
Для церемонии закрытия, имевшей место в минувший понедельник, сотрудники краеведческого музея, чей вклад в это новое и очень важное для культуры областного центра дело, несомненно, был главным, приготовили 111 персональных дипломов для участников фестиваля «Дебаркадер-2015» со стороны: художников, драматических актеров и танцовщиков, режиссеров и искусствоведов, укротителей огня.

Открытие фестиваля завершалось грандиозным файер-шоу, и эти всполохи пламени посреди снега на фоне железных скульптур Ивана Тряпицына стали совершенно незабываемым впечатлением.
Челябинск соскучился по такому событию, недаром, когда ноябрьским вечером совершенно новое пространство краеведческого музея (подземный гараж, выходящий на набережную Миасса, то есть тот самый дебаркадер) распахнуло свои двери, народ (в основном молодой и раскованный, но вообще-то разный) просто валом повалил.
Посмотреть, правда, было на что: живая вода (настоящий бассейн как уникальное пространство для художнических инсталляций и театральных перформансов) и живой огонь на улице, уличная же (на набережной) выставка «Железное искусство» молодого екатеринбургского скульптора Ивана Тряпицына (он уроженец Челябинска, сын известного челябинского художника), изысканная, хорошо продуманная и придуманная экспозиция керамики и графики челябинской художницы Елены Сластниковой «Белый остров», а рядом - современное искусство индейцев Северной Америки, разнообразнейшие арт-объекты южноуральских художников…

На фоне всего этого весь вечер в разных залах без перерыва шла театральная программа: перформансы Челябинского театра современного танца Ольги Пона, несколько спектаклей (в том числе поэтический по стихам Веры Полозковой) от актеров ТЮЗа, явление нового театрального коллектива «НЕтеатрБО», интригующая пантомима…
Народ перемещался из зала в зала, стремился объять необъятное, то есть увидеть все, никак не хотел расходиться… По подсчетам (весьма приблизительным, так как билеты не продавались, вход был свободный), открытие «Дебаркадера-2015» посетило около трех тысяч челябинцев.
В последующий месяц столь массовых акций фестиваль уже не предлагал (нельзя не заметить, что для сотрудников краеведческого музея он стал дополнительной и добровольной «нагрузкой», при этом их основной работы, разумеется, не стало меньше, замечательные плановые выставки открывались одна за другой).
Но точечные, камерные события, связанные большей частью с изобразительным искусством и театром, проходили почти каждый день и собирали пусть не всегда многочисленную, но неизменно заинтересованную публику. Люди хотели не просто смотреть и слушать, но спрашивать, обсуждать, спорить.
Диалог творца и зрителя - важнейшая составляющая современного искусства. Именно такой диалог происходил на творческом вечере и мастер-классе художницы Елены Сластниковой, когда глина под руками мастера превращалась в произведение искусства.

На читке актерами Камерного театра пьесы современного украинского драматурга Натальи Ворожбит «Саша, вынеси мусор!». Пьеса эта - одно из главных событий театрального процесса новейшего времени, а в челябинской читке, режиссером которой был Олег Хапов, особенно замечателен был актер Михаил Яковлев, играющий того самого Сашу (этот герой ведет диалог со своими домочадцами… с того света) с брутальной сочностью и мистической отстраненностью одновременно.

Событием стала и устроенная режиссером Евгенией Зензиной и молодыми актерами Нового художественного театра читка пьесы челябинского драматурга Егора Черлака (известного также как журналист Геннадий Григорьев, который когда-то работал и в «Челябинском рабочем») «Надо ли гоблину ехать до Дублина».

Пьеса полна не просто современных, но именно челябинских реалий (вплоть до того самого метеорита, осколок которого можно было увидеть в музейном зале по соседству), очень затейлива и изобретательна по языку и взыскует к острому, по-настоящему современному сценическому прочтению.

То, что первый челябинский фестиваль современного искусства проходил именно в краеведческом музее, совершенно закономерно. А где еще он мог состояться? Не в картинной же галерее (музее искусств), превратившейся в настоящее кладбище работ челябинских художников.
Как обычно, инициатором нового проекта краеведческого был директор музея Владимир Богдановский. Он и вел итоговый «круглый стол» «Дебаркадера-2015», в котором участвовали те, чей вклад в организацию фестиваля был наиболее весом: искусствоведы Мария Аникина, Ирина Духина, Галина Трифонова, художник Антон Сластников, режиссер Олег Хапов, актер Борис Черев…
Помимо неизбежного (и вечного) спора о том, что есть современное искусство и можно ли считать им все арт-события фестиваля, поговорили и о планах на будущее (а в том, что у «Дебаркадера» должно быть продолжение, никто не сомневается).

Это будущее видится в расширение художественной территории фестиваля (за бортом нынешнего, к примеру, остались современная музыка и современный кинематограф, а ведь идущий сейчас на российских киноэкранах фильм Алексея Федорченко «Ангелы революции» о судьбе русского авангарда и его апостолов просто создан для просмотра и дискуссии на таком фестивале, как «Дебаркадер-2015»).

Вообще не хватило дискуссионной составляющей программы, а ведь жизнь каждый день подбрасывала темы. Поджог главным акционистом России Петром Павленским двери ФСБ на Лубянской площади - чем не тема для дискуссии?
И конечно, такой фестиваль должен сопровождаться мощной просветительской программой: лекциями, видеопросмотрами с комментариями, встречами с экспертами и знатоками современного искусства…
Разумеется, все сказанное не упрек «Дебаркадеру-2015», а пожелание. Уже сейчас надо формировать рабочую группу будущего фестиваля и, кстати, подумать о привлечении в нее «ветеранов» челябинского авангарда (говорю прежде всего о музыканте и художнике Льве Гутовском и человеке-театре Викторе Плотникове), по разным причинам не принимавшим участия в «Дебаркадере-2015».

…«Любое ничем не заполненное пространство можно назвать пустой сценой. Человек движется в пространстве, кто-то смотрит на него, и этого уже достаточно, чтобы возникло театральное действие», - эти слова великого режиссера Питера Брука, конечно, касаются не только театра.

У челябинского современного искусства появилось то самое пространство - дебаркадер краеведческого музея. Кем и чем оно будет заполняться в ближайшем будущем, покажет время.
VK31226318