В числе победителей международного джазового конкурса - юная пианистка из Челябинска
Девятилетняя Алиса Рогулина получила третью премию в номинации «Детское джазовое творчество». Это огромный успех ученицы детской школы искусств № 8 имени Суткового и педагога Алисы Людмилы Байдиной.
- Алиса, поздравляю со званием лауреата! Ты привезла в родной город «бронзовую» медаль очень престижного конкурса. А как ты вообще попала на конкурс «Gnesin-Jazz-2015»?
- Было два возрастных блока: детский блок – ребята до 15-ти лет, и взрослый - от 15-ти до бесконечности. Я приезжала с популярными джазовыми стандартами других композиторов, но все аранжировки сделаны мной. Каждому на выступление давалось 12 минут, надо было уложиться в это время. Были и те, кто играл только свои произведения, за это вручался отдельный диплом, но это ребята постарше...
- Считается, что джаз – это музыка зрелых, искушенных в жизни людей. А тебе всего-то девять лет. Откуда интерес к джазу, к импровизации?
- Алиса, джазовые исполнители могут себе позволить известные музыкальные вольности, композиционные импровизации, а классика требует строжайшей точности исполнения. Тяжело параллельно учиться и классике, и джазу?
- Сильная сторона Алисы – импровизация. Два раза одинаково она сыграть не может, - «жалуется» Людмила Аркадьевна. - Многие джазмены отмечают дар Алисы к импровизации, это очень важно для джазового исполнителя. Для меня это всегда остается потрясением – я академист и привыкла строго соблюдать «букву закона». (Смеется). Иногда Алиса выдумывает что-то даже на концертах! В третьей школе проходил семинар руководителей управления культуры области. Алиса должна была играть замечательное произведение Стрейнхорна и Эллингтона «Take a train». Мы заранее с ней договорились, что все будет, как задумано, но даже там она умудрилась напридумывать. Вышла очень удивленная: «Я не знаю, как попала в другой регистр и как из него выбралась».
- Сейчас не до хобби. Время большей частью уходит на учебу (я учусь в соседнем лицее «Наука» №35) и занятия музыкой. Фильмы смотрю раз в три месяца, да и на книжки совсем мало времени… Раньше увлекалась компьютерными играми. Когда была совсем маленькая, хорошо играла в шахматы. Папа шахматист-любитель, он научил меня играть. Я ему часто проигрывала, сначала плакала, а потом перестала. Слезами не поможешь! Надо пытаться выиграть и не сдаваться. Папа мне никогда не поддавался. Папа вообще очень серьезно ко мне относится – совсем как к взрослому человеку.
- Мы готовились к конкурсу «Бэби-джаз», а у ребенка волдырь на пальце от компьютерной игры, - смеется Людмила Аркадьевна.
- Кто тебе помогает в джазе? Людмила Аркадьевна хоть и профессиональный музыкант, но академист, а не джазовый исполнитель. И родители, ты сказала, не имеют к музыке отношения...
- Папа начинал учиться в музыкальной школе игре на балалайке, но друзья подтрунивали: «Что это за инструмент? Несерьезно!». Тогда папа взял в руки гитару. Но помочь он мне может только морально. А в джазе мне помогают музыканты Антон Бугаев, Константин Щеглов, Георгий Петрович Анохин. Я знаю много очень хороших музыкантов в Москве, Санкт-Петербурге… В Мюнхене живет джазмен Антон Берлев. Я выкладываю в социальной сети свое видео с исполнением произведения, а он комментирует, иногда, конечно, и ругает. Я сыграла пьесу австралийского пианиста Маккензи и выложила видео в сеть. Маккензи прислал такой комментарий: «Вот так надо играть мои произведения».
- В каких еще джазовых конкурсах ты принимала участие?
- Да, начала заниматься в прошлом году.
- С нотами классических произведений в Челябинске не проблема, а где берете ноты джазовых композиций?
- В интернете. Аранжировки делаю зачастую я сама. Иногда просто подбираем какое-либо произведение на слух.
- Ноты и вправду трудно найти, но это и хорошо, - уточняет Людмила Аркадьевна. – Зато возникает потребность что-то сделать самой. Сделать удобно и красиво.
- В общеобразовательной школе не отстаешь от программы?
- В школе часто пишу олимпиады. Бывает, за день успеваю написать две олимпиады, а потом еще и в музыкальную школу иду. У нас лицей с математическим уклоном, специализация – экономика и математика - начинается с седьмого класса. Я еще не знаю, в какой класс пойду, но успешно занимаюсь по всем предметам.
- Новый год будешь встречать в семье?
- Хочу создать трио из своих одноклассников - фортепиано, ударные и бас.
- Предлагаю название – «Алиса-джаз».
- Спасибо! Прикольно!
- Алиса, у тебя счастливое детство?
- Очень! У меня есть все, что составляет понятие счастливого детства - родители и учительница, которые всегда поддержат и помогут, любимое дело – музыка. И друзья.
- Алиса, поздравляю со званием лауреата! Ты привезла в родной город «бронзовую» медаль очень престижного конкурса. А как ты вообще попала на конкурс «Gnesin-Jazz-2015»?
- Спасибо за поздравления! На конкурс меня пригласил Анатолий Ошерович Кролл. Это, напомню, один из родоначальников отечественного джаза. Наш земляк, челябинец, который создал знаменитый на весь мир оркестр. В июне в Челябинске прошел фестиваль «Какой удивительный мир», там меня и заметил Анатолий Ошерович.- На подобных конкурсах очень ценятся авторские композиции. Ты тоже привезла в Москву что-то свое? Или еще рановато?
- Было два возрастных блока: детский блок – ребята до 15-ти лет, и взрослый - от 15-ти до бесконечности. Я приезжала с популярными джазовыми стандартами других композиторов, но все аранжировки сделаны мной. Каждому на выступление давалось 12 минут, надо было уложиться в это время. Были и те, кто играл только свои произведения, за это вручался отдельный диплом, но это ребята постарше...
- Считается, что джаз – это музыка зрелых, искушенных в жизни людей. А тебе всего-то девять лет. Откуда интерес к джазу, к импровизации?
- Я начала заниматься музыкой с пяти лет. Моя учительница по классу фортепиано Людмила Аркадьевна не имеет отношения к джазу, она академист, да и родители мои далеки от музыки. Четыре года назад в ЮУрГУ прошел конкурс «Бэби-джаз», там на меня обратил внимание Георгий Петрович Анохин – он, собственно, и организовывал этот конкурс. Наверное, после этого конкурса у меня и появился интерес к джазу.- Ей было пять лет. Вы представляете, такая маленькая лапушка выходит на сцену с игрушечной змейкой. Все ожидали «детской игры» двумя пальцами, а Алиса с воодушевлением сыграла «Summertime» Гершвина и в конце хвостом этой самой змейки сделала глиссандо - ручки-то еще маленькие, - вступает в разговор Людмила Аркадьевна Байдина. - Потом Георгий Петрович позвал на сцену меня, Алису, ее папу, поздравлял нас с успехом. «Бэби-джаз» – конкурс ежегодный. С тех пор мы каждый год в нем участвуем.
- Алиса, джазовые исполнители могут себе позволить известные музыкальные вольности, композиционные импровизации, а классика требует строжайшей точности исполнения. Тяжело параллельно учиться и классике, и джазу?
- Классика – основа всего, поэтому я с одинаковым усердием стараюсь заниматься и джазом, и классикой. С Людмилой Аркадьевной мы решили, что от джаза я буду брать свободу, полет фантазии, а от классики - точность и глубину. Пока пытаюсь «усидеть на двух стульях». Не всегда, конечно, получается…Помню, когда я приехала с джазового конкурса из Москвы, а потом в тот же день меня ждал конкурс классический, и мне надо было играть сонату Моцарта и пьесу Дебюсси, я, конечно, справилась, но это выбивает из колеи. На Всероссийском конкурсе ансамбля мы заняли второе место вместе с Марком Цветковым.
- Сильная сторона Алисы – импровизация. Два раза одинаково она сыграть не может, - «жалуется» Людмила Аркадьевна. - Многие джазмены отмечают дар Алисы к импровизации, это очень важно для джазового исполнителя. Для меня это всегда остается потрясением – я академист и привыкла строго соблюдать «букву закона». (Смеется). Иногда Алиса выдумывает что-то даже на концертах! В третьей школе проходил семинар руководителей управления культуры области. Алиса должна была играть замечательное произведение Стрейнхорна и Эллингтона «Take a train». Мы заранее с ней договорились, что все будет, как задумано, но даже там она умудрилась напридумывать. Вышла очень удивленная: «Я не знаю, как попала в другой регистр и как из него выбралась».
Алиса - человек очень увлеченный и в жизни, и в музыке. Нам часто попадает от критиков, что берем программу не по возрасту. Мы, конечно, соглашаемся, но делаем по-своему. (Улыбается).- Алиса, кроме музыки чем-нибудь увлекаешься? В твоем возрасте дети от компьютера не отходят, да и фильмы любят смотреть…
- Сейчас не до хобби. Время большей частью уходит на учебу (я учусь в соседнем лицее «Наука» №35) и занятия музыкой. Фильмы смотрю раз в три месяца, да и на книжки совсем мало времени… Раньше увлекалась компьютерными играми. Когда была совсем маленькая, хорошо играла в шахматы. Папа шахматист-любитель, он научил меня играть. Я ему часто проигрывала, сначала плакала, а потом перестала. Слезами не поможешь! Надо пытаться выиграть и не сдаваться. Папа мне никогда не поддавался. Папа вообще очень серьезно ко мне относится – совсем как к взрослому человеку.
- Мы готовились к конкурсу «Бэби-джаз», а у ребенка волдырь на пальце от компьютерной игры, - смеется Людмила Аркадьевна.
- Кто тебе помогает в джазе? Людмила Аркадьевна хоть и профессиональный музыкант, но академист, а не джазовый исполнитель. И родители, ты сказала, не имеют к музыке отношения...
- Папа начинал учиться в музыкальной школе игре на балалайке, но друзья подтрунивали: «Что это за инструмент? Несерьезно!». Тогда папа взял в руки гитару. Но помочь он мне может только морально. А в джазе мне помогают музыканты Антон Бугаев, Константин Щеглов, Георгий Петрович Анохин. Я знаю много очень хороших музыкантов в Москве, Санкт-Петербурге… В Мюнхене живет джазмен Антон Берлев. Я выкладываю в социальной сети свое видео с исполнением произведения, а он комментирует, иногда, конечно, и ругает. Я сыграла пьесу австралийского пианиста Маккензи и выложила видео в сеть. Маккензи прислал такой комментарий: «Вот так надо играть мои произведения».
- В каких еще джазовых конкурсах ты принимала участие?
- В прошлом году получила Гран-при на конкурсе «Ритм-экспресс» в Екатеринбурге. На конкурсе «Южноуральск – Зальцбург» заняла второе место. Участвовала в джем-сейшн. Это когда собираются едва знакомые, а то и вовсе незнакомые друг с другом музыканты и без подготовки импровизируют. Сначала я поиграла на фортепиано, а потом предложила сыграть босса нову на ударной установке вместе с джазменами. И была в полном восторге, как, впрочем, и музыканты.- Так ты еще и на барабанах играешь!?
- Да, начала заниматься в прошлом году.
- С нотами классических произведений в Челябинске не проблема, а где берете ноты джазовых композиций?
- В интернете. Аранжировки делаю зачастую я сама. Иногда просто подбираем какое-либо произведение на слух.
- Ноты и вправду трудно найти, но это и хорошо, - уточняет Людмила Аркадьевна. – Зато возникает потребность что-то сделать самой. Сделать удобно и красиво.
- В общеобразовательной школе не отстаешь от программы?
- В школе часто пишу олимпиады. Бывает, за день успеваю написать две олимпиады, а потом еще и в музыкальную школу иду. У нас лицей с математическим уклоном, специализация – экономика и математика - начинается с седьмого класса. Я еще не знаю, в какой класс пойду, но успешно занимаюсь по всем предметам.
- Новый год будешь встречать в семье?
- У бабушки. Бабушка любит готовить блинчики, оладьи, мясо, курочку, пирожки с творогом, пельмени. Потом собираемся сходить в развлекательный центр «Чадо град». На Новый год мы в музыкальной школе по традиции делаем либо музыкальные спектакли, либо, как в прошлом году, ставим джазовые оперы. Коллектив у нас дружный, все - одна большая семья. Костюмы делаем сами, сами пишем сценарий. На этот Новый год готовим музыкальный спектакль «Мэри Поппинс».- У лауреатов принято спрашивать об их ближайших планах…
- Хочу создать трио из своих одноклассников - фортепиано, ударные и бас.
- Предлагаю название – «Алиса-джаз».
- Спасибо! Прикольно!
- Алиса, у тебя счастливое детство?
- Очень! У меня есть все, что составляет понятие счастливого детства - родители и учительница, которые всегда поддержат и помогут, любимое дело – музыка. И друзья.