В Государственном историческом музее Южного Урала открылась царская выставка

В Государственном историческом музее Южного Урала открылась царская выставка

Вопрос о том, куда направить выставку, решался в министерстве культуры Российской Федерации. Коллекция роскошная, предметы все подлинные – около 400 экспонатов. Ее ждали в нескольких крупных городах России и даже в Китае. В итоге по рекомендации министра Владимира Мединского выставка оказалась в Челябинске.

Шедевр на ровном месте

– Сделать такую выставку – очень серьезный труд, и не всюду это получается,— прокомментировала решение руководства Российского этнографического музея заместитель директора и главный хранитель Наталья Прокопьева. — Коллекция объемная, для ее представления нужна хорошая площадь. А в Челябинске оказался краеведческий музей, где имеется хорошая площадка, совершенно замечательная аура. В этом я убедилась, впервые побывав в Челябинске. Я увидела, что здесь есть люди, с пониманием относящиеся к этнографическим памятникам. Так вот, нам удобнее работать с ними. Всего за пять дней сотрудники исторического музея вместе с коллегами из Петербурга на ровном месте построили великолепную выставку мирового уровня. Оформлена она просто замечательно.

Идея оформления выставочного пространства принадлежит директору исторического музея Южного Урала Владимиру Богдановскому, который лично занимался ее воплощением.

В центре зала – парадный портрет императора Александра III, огромная фотография первой выставки из Императорского собрания, проходившей в Мраморном зале музея этнографии в 1995 году. По периметру – знакомый горельеф с изображением представителей разных регионов, населявших земли Российской империи. Даже цвет стен подобран в тон розового мрамора. А в выставочных витринах – роскошные подносные блюда и сосуды, праздничные костюмы и головные уборы, узорные ткани и ковры, парадное оружие. Все узнаваемо — Мраморный зал, аналогии с первой выставкой и историей петербургского музея, основанного 115 лет назад в память императора Александра III.

– Это было дежавю,— сказал вице-губернатор Челябинской области Вадим Евдокимов, открывая выставку.— Я недавно присутствовал на Культурном форуме в Санкт-Петербурге, некоторые встречи проходили в Российском этнографическом музее. И когда вошел в зал, я как будто снова оказался в той петербургской атмосфере.

«Хлеб-соль» и кокошник

Сама экспозиция состоит из двух разделов. Вначале видишь предметы, принадлежавшие императору Александру III, другим представителям царской фамилии. Это дары, которые им преподносили представители делегаций, люди знатные и уважаемые в своей местности, прибывавшие из разных уголков империи – от народов центральной России и Кавказа, русского Севера и Средней Азии. Они везли с собой праздничные комплекты одежды и головные уборы, подносные керамические блюда и сосуды, предметы домашнего быта и интерьера, выполненные самыми искусными мастерами.

– Считалось, что поднести в дар что-то этнографическое – это знак особого уважения, преданности императору и его семье,— рассказывает хранитель Особой кладовой Российского этнографического музея Вера Холодная. — С другой стороны, хотелось познакомить императора с народом своего региона, его традициями и тем самым как-то запомниться.

Часто подношением от народных депутаций были хлеб и соль. Их подавали на богато декорированных блюдах, помещенных на полотенца с ярким национальным колоритом, украшенных вышивкой, кружевом, государственными гербами, монограммами императорской четы и патриотическими надписями.

Все, что дарилось царственным особам, вплоть до ленты с букетов, дворцовым ведомством тщательно фиксировалось и хранилось в специальных кладовых, гардеробных и личных покоях императорских дворцов.

Интересная история связана с головным убором, подаренным в 1909 году Николаю II. Крестьянка Татьяна Лунина написала императору письмо о том, что хотела бы преподнести кокошник, который уже уходит из употребления.

– Чаще всего кокошник украшался жемчужными плашечками, бисером и перламутром, золотым шитьем, — поясняет научный сотрудник петербургского музея Вера Холодная.— В начале века жемчужный промысел почти исчез, давняя традиция украшения жемчугом стала забываться. Письмо было передано в Министерство императорского двора, долго выяснялась степень благонадежности дарительницы. И только потом, на основании доклада министра, Николай Второй подписал прошение. Изделие деревенской мастерицы оценили очень высоко — и в благодарность отослали золотые серьги с аметистами стоимостью 90 рублей. Кокошник был сразу же передан в музей.

Подарки от Далай-ламы

И все-таки большая часть подношений — это очень дорогие вещи. Особенно много подарков вручалось императорской семье в 1913 году, по случаю юбилейных торжеств 300-летия Дома Романовых.

Например, дары бухарских эмиров. Или подношения от тибетского Далай-ламы XIII, преподнесенные цесаревичу Алексею Николаевичу. Это предметы парадного убранства коня, датированные XVIII веком. А также четыре скульптурных изображения богини-спасительницы «Белой Тары», одного из самых важных буддистских символов (подношение четырем великим княжнам от бурятов).

К знаменательным событиям, таким как смена царя на престоле или эмира, из Средней Азии в Петербург высылались табуны лошадей с дорогими попонами и упряжью, сверкающими позолотой и драгоценными каменьями, шарами на конских хвостах в качестве украшения.

– Обязательно подносился комплект одежды — золотошвейный халат, вышитый шелком, богато декорированные пояса большой длины как знак особого уважения к императорской семье,— рассказывает Вера Холодная.— И обязательно комплект оружия. Например, сабля, кинжал и золоченый топорик, символизирующий власть.

Главные заповеди

На выставке в челябинском историческом музее великолепно представлена благотворительная деятельность императора Николая Второго, который продолжил дело своего отца. В память о нем Николай Александрович передавал в музеи не только предметы, которые народ преподносил ему как императору, но и коллекции, приобретенные от коллекционеров и собирателей начала прошлого века. На свои личные средства Николай II выкупил целый ряд ценнейших частных собраний.

Среди них коллекции среднеазиатских ковровых изделий Андрея Андреевича Боголюбова, русского народного костюма и головных уборов Натальи Леонидовны Шабельской, самое полное собрание предметов буддийского культа Ухтомского.

- Очень люблю коллекцию Петра Козлова, переданную нашему музею в 1911 году, — призналась Наталья Прокопьева, главный хранитель РЭМа.— Он был умницей, гениальным исследователем. Между прочим, именно Козлов стал первым европейцем, который встретился с тибетским Далай-ламой.

Почему же такие страстные собиратели расставались со своими богатствами? На этот вопрос Наталья Николаевна ответила просто:

– Однажды наступал момент, когда коллекции переполнялись, держать экспонаты в домашних условиях было уже невозможно. Они выкупались императором и передавались в музей. Тем более что Георгий Михайлович Романов, родной брат Николая Александровича, возглавлял Попечительный совет Русского музея. Ведь именно в музее народ может увидеть свои подарки. А самые главные функции музея как публичного пространства – собирать, изучать и представлять.

VK31226318