Не наше золото

В прошлые выходные были объявлены результаты национальной театральной премии . При двух заявленных номинациях Челябинской области не досталась ни одна награда, а наши соседи из Екатеринбурга завоевали целых семь премий национального фестиваля.

Алина Казачихина

Челябинск

Театр без театра

Считается, что - одна из престижнейших театральных премий России и ее получение - некий индикатор уровня культуры области. Попробуем разобраться: стоит ли нам обращать внимание на эти результаты и что нужно делать, если театральная жизнь нашего региона - в кризисе.

Многие СМИ в этом сезоне были обрадованы следующим обстоятельством: на номинировали Челябинской театр оперы и балета с постановкой . Спектакль получил высокую оценку и от жюри, и от российских критиков, но не получил. Однако за судьбой одного из самых крупных театров области наши журналисты следили пристально - все же театр оперы и балета номинировался на национальную премию впервые.

Но как-то почти незаметно для газет, телевидения и радио прошла номинация еще одного челябинского коллектива - Театра современного танца со спектаклем . Это восьмая их номинация при наличии двух - 2001 и 2003 годов. Помимо них доставалась только Магнитогорскому драматическому за постановку , которая стала лучшим спектаклем малой формы 2008 года. В то же время Театр современного танца - муниципальный коллектив под руководством Ольги Пона, имеющий известность и теплый прием по всей Европе, продолжает репетировать свои спектакли в чужих стенах. У коллектива нет не только собственной сцены, что было бы небольшой бедой (ведь всегда найдется театр, готовый предоставить труппе площадку для выступления), но и собственной репетиционной базы. Впрочем, как отмечает балетмейстер коллектива и его основатель Владимир Пона, .

У Владимира Поны мы поинтересовались, можно ли считать наличие показателем интенсивности культурной жизни области?

-- В последнее время в театральной среде много говорят о том, что в решениях жюри появилась своя политика, что премия больше не отражает реального положения дел в культуре страны. Слишком много среди номинантов иностранных фамилий, хотя премия позиционируется как национальная. Есть мнение, что начинает терять авторитет. С другой стороны, то, что Свердловская область получила семь на фоне их отсутствия у нашей, - это явление, которое отражает реальность. Все мы знаем, каков уровень культуры в Екатеринбурге, так что как раз в данной ситуации - это показатель.

Игра на соседнем поле

В четырех екатеринбургских премиях от полученных семи есть и челябинский кусочек. Дело в том, что для мюзикла Свердловского театра музыкальной комедии либретто написал известный челябинский поэт Константин Рубинский. Это уже третий случай, когда Рубинский получает вместе с этим театром: в 2006 году за мюзикл , а в 2008-м - за . Нам стало интересно, отчего победные спектакли получаются у Константина Сергеевича именно в Екатеринбурге и возможно ли повторить подобный успех в нашей области?

-- Театр музыкальной комедии - это один из самых, как принято сейчас говорить, театров в России. Здесь есть своя школа и манера исполнения, существующая не одно десятилетие. Когда мы вывозили спектакли этого театра на гастроли в Москву и Санкт-Петербург, столичные артисты приходили смотреть и учиться. Поэтому неудивительно, что уровень постановок высок - и в профессиональном, и в финансовом смысле. Достаточно высок для . В то же время музыкальный театр в Челябинске только зарождается. Алексей Пелымский сейчас хочет создать его на базе концертного объединения, и я всячески поддерживаю его инициативу. Так что в этом смысле у меня для Челябинска оптимистичные прогнозы. С другой стороны, думаю, что для нашей области количество не показатель. У нас много профессиональных, мудрых театров, где работают, не ставя себе задачи покорить Олимп престижа. У нас другой формат: спектакли наших театров часто вывозят на фестивали в Европу, в то время как, к примеру, тот же Свердловский театр музыкальной комедии по своей сути более , и его спектакли больше подходят под формат национальной премии.

Слово министра

Кому разбираться в культуре области, как не министру культуры. Мы попросили Алексея Бетехтина прокомментировать ситуацию с результатами национальной премии.

-- Конечно, - это лакмусовая бумажка, которая говорит о качестве. И конечно, я жутко расстроен результатами этого сезона. Ведь они говорят в первую очередь не о том, что у нас в области не хватает талантов, а в том, что есть нехватка средств. Представьте себе, что средств на постановку оперы - победителя этого года было выделено столько же, сколько на все постановки нашей области за сезон. И конечно, в этом смысле нам будет трудно тягаться со столицами. То, что мы номинированы, уже говорит о таланте и вкусе нашего театра. Но жюри восприняло постановку лишь как концертный вариант именно из-за оформления.

-- Алексей Валерьевич, что же теперь необходимо, чтобы как-то повысить качество спектаклей?

-- Все кадровые перестановки направлены именно на это. Пытаемся решать вопросы выделения средств. Что касается Театра современного танца, то неоднократно было отмечено, что ему нужно помогать. Необходимо найти для него нормальную репетиционную базу.

VK31226318