Куда ведет модернизация, или Зачем телеге реактивный двигатель
Курс на модернизацию вызвал в обществе неоднозначную реакцию. Споры не утихают до сих пор. Оптимисты не сомневаются в успехе, поскольку иного пути у России нет. Пессимисты твердят о том, что в стране нашей реформам никогда еще не удавалось повысить благосостояние народа, задаются вопросом , с завистью смотрят на Запад и косятся на китайское экономическое чудо. Как бы ни было, процесс уже идет. О его особенностях мы беседуем с известным челябинским политологом. В гостях у редакции доктор политических наук, профессор Уральского социально-экономического института Виталий ИВАНОВ.
Локомотив высоких технологий
По задумке идеологов модернизации, на возложена функция локомотива. Справится с этой задачей инновационный центр, на ваш взгляд?
Сам факт появления не означает успеха модернизации. При президентстве Владимира Путина в России была создана система инновационных центров из 37 наукоградов и множества технопарков. Результаты ее деятельности весьма скромные. Возникает вопрос: каков спрос на новые технологии в нынешней российской экономике? Он минимален. По словам президента Дмитрия Медведева, сегодня ситуация выглядит следующим образом: . Пока популярны только три российских мировых бренда: водка, икра и автомат Калашникова. Все они не связаны с высокими технологиями. Станет ли мировым брендом ? Это возможно в двух случаях. Первый вариант: в России модернизация закончится феноменальным успехом и займет место генератора в новой инновационной российской экономике. Второй вариант - если будет работать на китайскую экономику, которая, по всем прогнозам, в ближайшее время выйдет на первое место в мире.
Принципиальный момент
Готова ли к модернизации российская элита? Хотят ли ее представители реальных перемен?
Это самый принципиальный момент. В странах с модернизацией догоняющего типа (а именно к ним относится Россия) успех преобразований зависит от ряда факторов: наличие модернизаторской элиты, мобилизация и включенность в процесс модернизации масс, сильная, даже авторитарная власть, нацеленная на преобразования, модернизаторская идеология. Среди этих факторов вопрос наличия модернизаторской элиты, заинтересованной в переходе к новой инновационной модели экономики, является ключевым. Без этого проведение модернизации невозможно.
Нынешние российские элиты тесно связаны с существующей сырьевой моделью экономики и, естественно, не заинтересованы в ее радикальной замене. Новые технологии сегодня не являются главным средством борьбы с конкурентами и повышения прибыли. Поэтому в вопросах модернизации элита будет действовать в пределах, не угрожающих ее собственным интересам. Сложившаяся по итогам приватизации связка чиновников и предпринимателей (а проще говоря, сращивание власти и бизнеса) выгодна обеим сторонам. Бизнес использует административный ресурс для получения конкурентных преимуществ, а чиновники конвертируют властные полномочия в финансово-экономические возможности для себя. Пока не разорвется эта ущербная для экономики связь, будет действовать формула: деньги - власть - большие деньги. Формула, порождающая монополизм в экономике, с одной стороны, и коррупцию - с другой.
Что же касается модернизаторской элиты, то, по моему мнению, в настоящее время в России ее нет и появиться она может только при радикальном обновлении существующих элит.
Роль тандема
Стало быть, реальных результатов мы можем ждать еще долго?
Особенность ситуации заключается в том, что для осуществления российской модернизации нужно решить сразу две задачи: поднять общий технологический уровень до показателей высокоразвитых стран и одновременно создать основу инновационной экономики. Сделать это необходимо в кратчайшее время. В условиях стремительной глобализации стираются границы национальных экономик и наступает эра их сверхспециализаций. Наша нынешняя ниша в мировой экономике сырьевая. Если затянуть с модернизацией, эта специализация останется за Россией окончательно и на все времена.
Значит, судьба России будет в решающей степени зависеть от тандема?
У участников тандема общие взгляды на стратегическую цель модернизации - построение современной инновационной экономики. Однако, как признал Медведев, в тактике они существенно расходятся. Эволюционный и революционный подходы предполагают разные методы и темпы проведения модернизации. Медведев пытается создать инфраструктуру для технологического рывка. Путин видит возможность ускорения темпов модернизации путем поиска новых стратегических прорывных инициатив, привлечения к этому талантливой молодежи. При этом акцент сделан на поддержке среднего бизнеса, а сама модернизация захватывает экономическую, кадровую и социальную сферы. Для этого при председателе правительства России создается Агентство стратегических инициатив. Таким образом, предложения Путина более комплексны, но менее революционны. Радикальный подход Медведева и тактика последовательных, эволюционных изменений Путина могут дополнять друг друга, а могут вступить в противоречие и блокировать модернизационный процесс в экономике. Все будет зависеть от степени координации и согласованности действий между членами тандема и, конечно, от того, кто станет следующим президентом России в 2012 году.