В провинции художник незаметен
Чтобы стать патриотом, надо чаще ходить на выставки изобразительного искусства. Так считает живописец из Южноуральска Виктор Кузнецов.
Виктора Кузнецова, известного южноуральского пейзажиста и члена Союза художников России, я застал в мастерской дня за два-три до его отъезда из города. Виктор Иванович решил отправиться на Брянщину вместе с троицким художником Михаилом Брунеткиным и искусствоведом из Челябинска Олегом Кудзоевым. С этюдником и альбомом он побывал во многих уголках России, начиная с родных для него Пермского края, Среднего и Южного Урала. Их природные красоты, от которых замирает дух, он отразил на своих полотнах.
А вот на Брянщине еще не бывал. От коллег наслышан о тамошних старых православных храмах, природе, поэтому в мастерской на видном месте уже стоит снаряженный этюдник. Пейзажиста подобные поездки вдохновляют на творчество, дают новые силы. Ну и, конечно, общение с коллегами не позволяет художнику творчески расслабиться, а его краскам?- потускнеть.
-- В благословенные для художников 70-80-е годы выезды с коллегами на этюды практиковались постоянно,?- вспоминает Виктор Иванович.?- Любимым нашим местом был район Снежинска, берег озера Силач. Там жил наш товарищ Владимир Периков, к сожалению, уже от нас ушедший. К нему мы каждое лето и съезжались: Александр Крылов из Троицка, ныне уже тоже покойный, челябинец Иван Болотских, Федор Матанцев из Ижевска и другие наши коллеги, а также учащиеся живописи из Снежинска, Озерска. Писали этюды для областных выставок, общались, советовались, спорили, обсуждали. Это была наша, как мы считали, академическая дача. Но можно было бы ее назвать и академической школой, такую роль она играла.
По словам Кузнецова, все закончилось самым прозаическим, а для них, как и для искусства, губительным образом.
-- Последний раз, помню, мы съезжались в 1989 году, традиционно договорились о встрече в 1990-м,?- продолжает рассказ Виктор Иванович.?- Но ей не суждено было сбыться. В стране наступал кризис, все рушилось на глазах. Мы даже не могли заправить топливом свои автомобили, чтобы поехать, потому что на заправках отпускали всего по 20 литров бензина. Затем распался СССР, все было зыбким и тревожно-ненастоящим. Словом, не до встреч. А потом ушел из жизни Владимир Периков, и встречаться стало негде...
На этом развитие изобразительного искусства, конечно, не остановилось. Талантливые люди по-прежнему пробовали себя в разных его жанрах, учились самовыражению.
Да и у Виктора Ивановича тревожная пора была продуктивной. Он написал много работ, которые сейчас хранятся и в частных коллекциях, и в школах, и в музеях. Его живописные полотна, отобразившие суровую красоту уральской природы, имеются в коллекциях граждан США и Канады. Виктор Иванович?- постоянный участник городских и областных выставок изобразительного искусства.
Наконец, в это самое непростое время он стал членом Союза художников России. Но всякий раз, как мы с ним встречаемся, разговор заканчивается грустными размышлениями. Может быть, потому что Виктор Иванович всю жизнь преподавал изобразительное искусство, поэтому лучше видит, чего не хватает для его развития и вообще для работы провинциального художника?
-- Если смотреть на проблему со стороны, кажется, что дела обстоят прекрасно: школы искусств работают, художники пишут картины, устраиваются выставки,?- рассуждает Виктор Иванович.?- Но если взглянуть изнутри, то увидишь, что не все так благополучно. Покидая стены школ и начиная самостоятельное творчество, художник тут же замечает, что для творческого роста ему не хватает общения, дружеских советов, серьезной критики, наконец. В СМИ, на телевидении фактически нет разговора об изобразительном искусстве. Много показывают и рассказывают о кино, театре, но и тут без анализа: просто информируют потенциального зрителя. Да и выставки теперь организуются редко. Раньше областных выставок было по пять-шесть в год, и платных, и бесплатных, а сейчас средств хватает только на одну. Но и об этой единственной узнают в основном художники, живущие в областном центре. А ведь выставки?- это не просто любование, это та же школа, особенно для молодых живописцев.
-- Виктор Иванович, в Южноуральске есть детская школа искусств и профессиональные художники, но никогда не было и до сих пор нет выставочного зала. Мы об этом с вами уже не раз говорили. Что-то меняется?
-- Увы. Выставочные залы есть в Троицке, Коркино, Еманжелинске, Пласте. А художникам из Южноуральска приходится выставлять свои работы то в музее, то в библиотеке, то в школе искусств. А там нет места, чтобы показать весь аспект творчества человека, да и широкая публика туда не ходит.
В прошлом году у Кузнецова появилась новая мастерская, которая находится в доме культуры . В соседних комнатах обустраивает мастерскую еще один художник. Но выделенное мастерам кисти крыло здания давно обветшало, требует хорошего ремонта. Кузнецов, что смог, подремонтировал, этим же занят и его коллега. А на капитальный ремонт, конечно, у обоих нет денег.
-- Можно открыть здесь постоянно действующую галерею,?- вздыхает Виктор Иванович.?- Место для этого есть. Устраивали бы выставки народного творчества, цветов, фотографии и, естественно, живописи. Люди бы приходили, смотрели, приобщались к прекрасному. Кто-то приобретал бы наши картины. Мы же по большей части вынуждены работать в запасник, потому что не имеем возможности продемонстрировать свои полотна. Возьмем другую сторону проблемы. Заметили, что руководители страны заговорили о борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением? Это означает, что страна дошла, как говорится, до ручки. На мой-то взгляд, все это происходит еще и потому, что на культуру государство мало обращает внимания, и она как существовала по остаточному принципу, так и продолжает прозябать. На нее всегда денег жалко. А без культуры, к которой относится и изобразительное творчество, здорового общества не построить. Особенно обделена российская глубинка. Провинциальный художник в ней остается незаметен.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве