Новости

Хищника вел по проспекту Ленина неизвестный мужчина.

Мама дошкольницы успела отдернуть дочь и льдина ударила по плечу ребенка.

Мило улыбнулись и поздравили с 23 февраля.

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Государственник или злодей?

21.05.2011
В нашей области и в Башкортостане разразился скандал по поводу основателя Челябинской крепости Алексея Тевкелева. Власти Южного Урала и столицы региона решили разместить портрет этого государственного деятеля XVIII века (вместе с другими выдающимися личностями в истории Челябинска) на билбордах, посвященных 275-летию города. Это вызвало гневную реакцию башкирских общественных лидеров.

Все знают, что Москву основал Юрий Долгорукий, Санкт-Петербург - Петр I, Екатеринбург - Василий Татищев и так далее. Но в миллионном Челябинске мало кто слышал о Тевкелеве и уж тем более - о его роли при  города.

В нашей области и в Башкортостане разразился скандал по поводу основателя Челябинской крепости Алексея Тевкелева. Власти Южного Урала и столицы региона решили разместить портрет этого государственного деятеля XVIII века (вместе с другими выдающимися личностями в истории Челябинска) на билбордах, посвященных 275-летию города. Это вызвало гневную реакцию башкирских общественных лидеров.

Все знают, что Москву основал Юрий Долгорукий, Санкт-Петербург - Петр I, Екатеринбург - Василий Татищев и так далее. Но в миллионном Челябинске мало кто слышал о Тевкелеве и уж тем более - о его роли при города. Мало того, настоящего портрета этого деятеля вообще не существует. Изображение, которое власти вознамерились повесить на рекламных щитах, - реконструкция.

Историки рассказывают, что мурза (князь) Кутлу-Мухамед Мамешев Тевкелев - личность выдающаяся и неоднозначная. Он родился в 1674 либо в 1675 году. В документах чаще упоминается как Алексей Иванович. По этой причине многие считают его крещеным. На самом деле, отмечает кандидат исторических наук, доцент ЮУрГУ Гаяз Самигулов, это не более чем форма имени, принятая для удобства общения с русским окружением, своего рода псевдоним. При Петре I Тевкелев был . Участвовал в Персидском походе 1722-1723 годов. Этот татарин хорошо знал язык и обычаи башкир и киргиз-кайсаков (казахов). В 1731 году в Степь отправилось посольство Тевкелева. Его сопровождали башкирские старшины Таймас Шаимов и Кидряс Муллакаев. Во многом благодаря им миссия завершилось успешно - казахи Младшего жуза во главе с ханом Абулхаиром и часть знати Среднего жуза приняли русское подданство. Тевкелев участвовал в основании Оренбурга (1735 год) и в жесточайшем подавлении башкирского восстания 1735-1740 годов. В 1739 году был назначен начальником Комиссии иноверческих и пограничных дел. В 1742 году за участие в подавлении еще одного башкирского восстания получил чин бригадира, в 1755-м стал генерал-майором. Но жителям столицы Южного Урала он интересен прежде всего тем, что в сентябре 1736 года определил место Челябинской крепости и руководил началом ее строительства.

До поры до времени имя нашего героя оставалось в истории. О нем говорили ученые, спорили активисты башкирских и татарских общественных движений. И вот накануне очередной, почти круглой даты со дня основания Челябинска областные и городские власти решили внедрить фигуру Тевкелева в массовое сознание. И вскоре получили резкий ответ.

На официальном сайте Всемирного курултая башкир его председатель Ильгиз Султанмуратов опубликовал обращение к губернатору Михаилу Юревичу и главе администрации Челябинска Сергею Давыдову. В нем говорится, что появление билбордов с изображением Тевкелева спровоцирует острый межнациональный конфликт. Общественный лидер требует .

Ильгиз Султанмуратов отмечает, что Алексей Тевкелев для башкир - как Гитлер для всех остальных: .

Председатель Всемирного курултая подвергает сомнению статус Тевкелева как основателя Челябинска. Автору этих заметок уже доводилось слышать недовольство башкирских общественных деятелей области по этому поводу. Правда, они не оспаривали статус основателя, но не соглашались с тем, что эту заслугу приписывают только Тевкелеву. Из истории известно, что на земле башкир Каратабынской волости, старшиной которой был Таймас Шаимов, построили целый ряд крепостей, в том числе Миасскую, Троицкую, Уйскую и Челябинскую. И вполне возможно, что, зная свою территорию, Шаимов мог подсказать место, наиболее пригодное для возведения Челябинской крепости.

.

То, что Тевкелев совершил в деревне Сеянтусы, называют . По данным Гаяза Самигулова, есть один документ, свидетельствующий о его злодеяниях в ауле. Это исследования ученого и краеведа Петра Рычкова. Он пишет, что в волости, в которой располагались Сеянтусы, жило 3000 человек, в деревне - 1000, отряд сжег 100. Имеется также донесение Алексея Тевкелева Василию Татищеву. В нем ситуация выглядит иначе. Отмечается, что во всей волости - 500 человек, о сожжении ничего не говорится. Вторая подпись на документе П. Рычкова, он был помощником А. Тевкелева и участвовал в походах. Остается только догадываться, где Рычков пишет правду - в официальном донесении или в работе по истории Оренбургской губернии.

На заявление председателя Всемирного курултая башкир отреагировали наши чиновники. Их комментарии размещены на одном из новостных сайтов.

.

.

:Удивительно, но в многонациональной России нет по-настоящему осмысленной национальной политики, нет ведомства, которое бы занималось этими проблемами. Межнациональные отношения отданы на откуп второстепенному департаменту Минрегионразвития РФ. А на местах, как правило, вообще нет структур, которые бы системно, на профессиональной основе ведали этими вопросами. Смешно, но у нас межнациональными отношениями факультативно занялось: управление печати.

Между тем эта проблема очень серьезная, болезненная. На мой взгляд, потенциал конфликтности у нее даже выше, чем в отношениях между богатыми и бедными. Она требует тонкой, вдумчивой работы. Судя по вышеприведенным комментариям чиновников, по поводу Тевкелева и возможной реакции башкир они . В администрации города вообще говорят, что в Интернете много чего на эту тему появляется накануне каждой годовщины со дня рождения Челябинска. Во Всемирной паутине действительно есть много разных крайностей и хамских высказываний, но наши чиновники все-таки обязаны были понимать, что здесь совсем другая история. Однако легкость и какая-то даже бодрость, с которой они дают оценки, просто поражают. Похоже, эти люди не до конца представляют специфику региона, которым руководят (для этого недостаточно приехать на Сабантуй, нарядиться в башкирский костюм и поулыбаться перед телекамерами). И теперь не знают, как выходить из неудобного положения.

Наши власти, глядящие на сложнейшие жизненные явления через призму пиара, имиджа и денег, недооценили градус негативного отношения башкир к Тевкелеву. Хотя первый звоночек прозвенел еще в 2009 году, когда возникла идея поставить памятник этому деятелю в Челябинске. Тогда резко выступила башкирская молодежь. По столице Южного Урала гуляет миф о том, что башкиры срезали фамилию с монумента основателям города на Кировке (на нем четыре символические фигуры - башкир, казак, строитель и военный чиновник - как бы намек на нашего героя). Чтобы понять остроту проблемы, достаточно зайти на форумы башкирских и татарских сайтов, и не только накануне Дня Челябинска.

Тевкелев для башкир - это отрицательный символ, символ зла, говорит Гаяз Самигулов. Причем символ и очень больной. Как ни странно, он необходим для консолидации этого завоеванного, но так и оставшегося непокоренным народа. Если его каким-то фантастическим образом убрать или просто тупо продавить фигуру Тевкелева сквозь башкирское сознание, то наверняка возникнет новый символ зла - кто его знает, может, это будет уже наша региональная или вообще вся российская власть. То есть, совершая явочную Тевкелева, чиновники, сами того не ведая, раздувают огонь межнациональных противоречий. Башкирское население достаточно управляемо и консолидировано. Причем многие тоже не знают, кто такой Тевкелев, но они очень импульсивны, остро воспринимают любую несправедливость и способны откликаться, объединяться, если видят, что . Причем не только в Челябинской области, но и в соседней одноименной республике. Этим могут воспользоваться экстремистские элементы.

Насколько я знаю, ученые предупреждали организаторов празднования. Они говорили, что их шаг вызовет негодование, но власти это предостережение не услышали. Они посчитали, что на такие обращать внимания не стоит. Между тем тут требуется тактичное, уважительное отношение не только к позиции башкир, но и к мнению татар, которые, с одной стороны, справедливо гордятся, что их человек основал Челябинск, а с другой, не могут не досадовать по поводу его . Тут произошло наложение, которое и не позволяет все эти годы вытащить Тевкелева из исторического небытия. Впрочем, все-таки правильнее эту фигуру рассматривать не как представителя татар (мусульманина) на русской службе (а значит, в представлении некоторых, ренегата, выслуживающегося перед имперскими властями). Вернее исходить из понимания того, что он был потомственным офицером, дворянином Российской империи и целью своей ставил служение государству. Как бы там ни было, но неумелые действия организаторов праздника напрямую столкнули коренной народ Урала с властями и косвенно - с татарами и другими этносами региона. В итоге башкиры устроили исторической фигуре Тевкелева свой ответный .

Совершая тот или иной шаг, связанный с историей, власть многонационального региона обязана опираться на знания ученых, экспертов. Необходимо также налаживать постоянный и конструктивный диалог с самыми разными движениями и общественными деятелями, а не только со своими проверенными , в Общественную палату области. Именно так поступили в Екатеринбурге, где памятник основателю города Василию Татищеву установили не сразу. Это желание и там вызывало протест башкир, поскольку тоже причастен к подавлению коренного народа региона. Но, как отмечает Гаяз Самигулов, свердловские власти умело подготовили общественное сознание к увековечиванию имени . Информация о роли Татищева в истории России и Урала стала постоянно популяризироваться. Были организованы . Публиковались статьи и книги по истории региона, в которых описывались деяния . И только затем возле плотинки (со студенческих лет люблю это чудное место в центре столицы Урала) встал во весь рост Василий Татищев и его союзник, военный и инженер Вильгельм де Генин. Екатеринбуржцы сразу начали гадать, кто есть кто, а подростки стали называть двойной памятник Бивисом и Бадхедом - верный показатель того, что исторические деятели вошли в массовое сознание.

Вот и челябинцам надо было сделать так же. Опубликовать материалы по истории, провести конференцию, и не одну. Эти факты необходимо вставить в образовательные программы, в курсы краеведения. Одна из причин низкого уровня знаний по истории края - отсутствие в области программы, направленной на массовое издание качественной краеведческой литературы. Только так историки, краеведы, власти и общественно-политические деятели всех народов и мастей могут окончательно определиться по фигуре Тевкелева. И либо оставят его в истории, либо придут к какому-то компромиссу и .

Исторические инициативы властей не должны быть для жителей области громом среди ясного неба. Прошлое у нас не только непредсказуемо, оно еще и полно мин. Хочется, чтобы власть была более искусной и осторожной при их обезвреживании...

Комментарии
Комментариев пока нет