Тагильская <Мадонна>
В зале искусств ЮУрГУ открылась выставка, среди работ которой полотно, приписываемое самому Рафаэлю.
Лидия Панфилова
Челябинск
В экспозиции - копия с 1506 года одного из титанов эпохи Возрождения Рафаэля Санти, исполненная французским художником Э. Руйллоном в 1874 году, Дж. Ч. Прокаччини (1574-1625 гг.) и , или - самое известное произведение в экспозиции, принадлежащее, по мнению специалистов, кисти самого Рафаэля Санти. Об этом говорит надпись по вороту платья Мадонны, в переводе звучащая как . Надпись сделана листовым золотом, вплавленным в красочный авторский слой, что может являться подтверждением подлинности работы. Считается, что именно Рафаэля посвящены пушкинские строки .
Все три работы прибыли в Челябинск из Нижнетагильского музея изобразительных искусств. История их обретения похожа на детективный роман. Картина была обнаружена в 1924 году на чердаке так называемого господского дома завхозом Тагильского металлургического треста, в который входили бывшие демидовские заводы, Иваном Васильевичем Колеватовым. Картина находилась в ужасающем состоянии: деревянная основа переломлена надвое и поедена жучком, поверхность испещрена следами гвоздей. После реставрации под руководством известного художника и искусствоведа Игоря Грабаря было передано в Музей изобразительных искусств имени Пушкина (взамен Нижнетагильский музей получил три фургона с фарфором и живописными полотнами). Из Пушкинского музея Рафаэль переехал в Свердловскую картинную галерею. Однажды сотрудники галереи привезли Рафаэля на выставку в Нижний Тагил. Она имела огромный успех, и тагильчане стали требовать, чтобы работа, найденная в свое время на территории их города, вернулась домой. Дошли до тогдашнего министра культуры Юрия Мелентьева. Министр, в прошлом тагильчанин, внял требованиям земляков, и в 1976 году картина обрела постоянную прописку в Нижнетагильском музее.
-- А как Рафаэль оказался на чердаке дома?
-- Нижний Тагил тесно связан с именем Демидовых, которые были известны не только медеплавильными и железоделательными заводами, но и собирательством, благотворительностью, культурными связями, - говорит директор Нижнетагильского музея Марина Агеева. - Никита собирал древности, Акинфий старинные рукописи, Анатолий Демидов, впоследствии женившийся на племяннице Наполеона, заказал Карлу Брюллову картину . Но самым известным коллекционером был представитель четвертого поколения Демидовых Николай. Он был посланником России во Флоренции, высоко ценил итальянскую живопись и львиную долю прибыли, зарабатываемой уральскими заводами, тратил на приобретение произведений искусства в Италии. Сохранилось письмо приказчика Якова Смирнова, писавшего барину из Лондона в мае 1819 года: .
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве