Стальной король России
называли Григория Носова на Западе. - так звали его в коллективе магнитогорских металлургов.
Елена Францева
Челябинск
В августе 1951 года Би-би-си, опережая сообщения советских средств массовой информации, известила мир: . Смерть эта была неожиданной. Умер 45-летний директор в Кисловодске, где он отдыхал впервые по-настоящему после войны.
Магнитка испытала потрясение. Об этом говорят свидетели тех трагических дней. Кто был на аэродроме, видели, как приземлился сначала , из которого вышли три заместителя министра черной металлургии CCCР, в том числе хорошо знакомый магнитогорцам П. Коробов: он когда-то также возглавлял комбинат. Затем с трапа сошла жена Григория Ивановича, Алла Дмитриевна. Увидев сына и дочь, упала, рыдая, в их объятия. А в это время второй самолет, на борту которого был гроб с телом Носова, уходил на круг в сторону комбината - директор словно прощался с родным предприятием:
В день похорон тысячи людей, растекаясь по степи, несколько километров шли за гробом, который несли на руках, на Левобережное кладбище. На траурном митинге Людмила Татьяничева прочитала прозорливые стихи:
Сдержим слово.
Слез ему не надо,
И унынье тоже ни к чему.
Трудовая слава комбината
Будет вечной памятью ему.
, - сказал когда-то Дмитрий, сын Григория Ивановича. Перебираю папку с материалами о Григории Ивановиче, с письмами его вдовы моей маме - М. Верниковской, с которой они написали книжку о Носове, и вспоминаю эти слова его старшего сына... Сегодня повествование уже надо вести не об одном Григории Ивановиче, а о целой династии металлургов Носовых. - так озаглавил материал о Носовых один из специализированных журналов для металлургов, имея в виду, кроме Григория Ивановича, его сына Константина, возглавлявшего Днепродзержинский комбинат, а затем , и внука - Сергея Константиновича, доктора технических наук, до недавнего времени генерального директора Нижнетагильского меткомбината: Директорствует ныне и другой внук Носова - кандидат технических наук Алексей Дмитриевич: он руководит управляющей компанией . в этой шеренге занимает главенствующее место - не только по старшинству, но и по экстремальности. Ведь он, сын потомственного катав-ивановского кузнеца, был во главе крупнейшего металлургического предприятия страны все годы Великой Отечественной.
Григорий Носов приехал на Магнитогорский металлургический комбинат в качестве главного инженера в мае 1939 года. К тому времени за его плечами были Томский технологический институт, аспирантура. Ему предлагали научную командировку в Ленинградский металлургический институт, но он выбирает для практической работы Белорецк, становится здесь мастером у мартеновской печи. Потом на Кузнецком металлургическом комбинате Григорий Иванович за несколько лет прошел путь от начальника смены цеха до главного инженера предприятия. В 1940 году Носова назначают директором ММК.
О чем вспоминают прежде всего, когда заходит речь об истории военной Магнитки? О броневой стали, которую магнитогорские металлурги сварили по новой технологии в имеющихся у них мартенах уже в июле 1941 года: специально предназначенных для этого печей на предприятии не было. В апреле 1942 года в Америке состоялась 25-я мартеновская конференция. И там было отмечено, что выплавка легированных сталей в печах с основным подом (что уже осуществили в условиях вполне понятной секретности магнитогорцы в первое военное лето) ! Магнитка сработала на опережение и здесь, и потом, тем же летом 1941 года прокатав броневую сталь на обычном блюминге, не дожидаясь специального, эвакуированного из Мариуполя и находящегося в пути стана. В октябре 1941 года .
А ведь можно было, не рискуя, ждать прибытия стана. Но директор поддержал инициативу заместителя главного механика комбината Н. Рыженко, предложившего катать броневой лист на обжимном стане-блюминге уралмашевского производства. Рисковал не только станом, должностью, но и своей головой: Сын Григория Ивановича, Константин, рассказывал своему сыну Сергею, что . Сергей Константинович Носов, уже сам будучи в ряду , так характеризует деда: .
На короткую жизнь Григория Ивановича пришлось много событий, по максимуму испытавших его характер, человеческие качества. К таким можно отнести страшную аварию на комбинате, когда в мартеновском цехе упал в пролет ковш с только что разлитой сталью. Погибли большинство из находившихся на разливочной площадке сталеваров, работники цеха ремонта. Это случилось на исходе дня сталинской Конституции, 5 декабря 1947 года. В городском театре шло торжественное заседание. Г. Носов делал доклад, посвященный знаменательной дате. Когда сообщили о катастрофе, все руководство вскоре было в мартеновском цехе.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве