Зачем морскому летчику крючок

Зачем морскому летчику крючок

Здесь все под грифом . Это неудивительно, ведь речь идет о защите морских границ нашего государства. Крупнейшую авиационную базу Тихоокеанского флота, расположенную в Приморском поселке Николаевка, называют надежным щитом восточных рубежей России. Корреспонденту довелось побывать там, где не ступала нога журналиста.

В лексиконе морских летчиков нет слова . , : - такова традиция. Меня просят тоже запретное слово не произносить. А еще просят каблуками не стучать: Иду на цыпочках, затаив дыхание. Мы поднимаемся в командно-диспетчерский пункт, где осуществляется управление связью. Святая святых авиабазы. На экране - все суда: и воздушные, и морские. За окнами - взлетно-посадочная полоса. То и дело взлетают и приземляются военные . Разговаривать тоже нельзя. В режиме нон-стоп идет аудиозапись. Фиксируются все переговоры и команды диспетчеров.

Визуально знакомлюсь с системой обвалования. Заградительные земляные валы - капониры - надежное укрытие для военных самолетов, способное защитить от ударной волны. Базу охраняют контрактники, матросы-срочники не задействованы. На взлетной полосе несут вахту наблюдатели. Их задача - следить за порядком, который очень любят нарушать птицы. Помогают отвадить пернатых и пугала, облаченные в форму. Как выглядят торпеды, которые сами находят цель и могут ее уничтожить на глубине до 600 метров, я теперь тоже знаю:

Наконец, можно поговорить. В штабе меня встречает исполняющий обязанности командира авиабазы подполковник Владимир АРБУЗОВ. Человек легендарный. Им гордятся, с него берут пример. Владимир Александрович дает первое в своей жизни интервью, приоткрывая завесу полной секретности...

Как стать образцовым морским летчиком, не поделитесь?

Секрета нет. Просто надо любить морскую авиацию. Вырос я в семье военнослужащего, в гарнизоне. Отец тоже был летчиком морской авиации. Я с детства любил смотреть на самолеты. В три года папа впервые посадил меня за штурвал. Не своего, конечно, воздушного судна, гражданского. Тогда, видимо, и был предрешен мой профессиональный путь. По окончании летного училища приехал в Николаевку. Потом в Питере поучился в военно-морской академии. Вернулся в авиаполк на должность командира эскадрильи. Карьерный рост продолжился. Вообще у нас правило: каждый военно-служащий должен знать и уметь на одну ступень выше занимаемой должности.

То есть, будучи и.о. командира, про авиабазу вы знаете все?

Все знать невозможно, но к этому стремимся.

Сколько на вашем счету боевых вылетов?

Честно говоря, не считал. Да и невозможно, наверное, это сделать. Летаю давно, с 1996 года. Опыт богатый. Могу сказать, что частенько доводилось выполнять в океане задачи воздушной разведки боевых кораблей США, Кореи и Японии. Обеспечивали выход в море наших стратегических подводных крейсеров. В этих вылетах являюсь командиром экипажа. Структура у нас сложная. Помимо разведки есть еще и транспортная авиация, и противолодочная. В общем, действуем в зависимости от задач, которые перед нами ставит руководство Тихоокеанского флота. И плановые задачи выполняем, и внеплановые.

С экстримом в полетах сталкивались?

Разные бывают ситуации: и отказы двигателей, и плохие метеоусловия. Что бы ни было, летчик должен быть хладнокровным и спокойным. Для этого мы молодые экипажи и готовим, ставим на крыло, что называется. Сначала - в простых погодных условиях, потом - в более сложных. И в самых сложных. - это когда очень низкий нижний край облачности - порядка 100-150 метров. Ну и видимость - от одного до полутора-двух километров.

А когда двигатель отказывает: что делать?

Их четыре, хочу уточнить. Чтобы все сразу отказали: такого на моей памяти не было. У каждого летчика своя психология, определенное моральное состояние. Но ребят, с которыми летаю, всегда приучаю к главному: что бы ни случилось, главное - спокойствие. Оцениваем обстановку, принимаем грамотное решение, продолжаем полет - словом, действуем согласно инструкции. Если начнешь паниковать, из этого ничего хорошего не вый-дет. Ко всему надо быть готовым. Для этого на земле тренируемся на тренажерной авиационной технике. У летчика все должно быть отработано до автоматизма, плюс хорошие знания в голове. Есть такое выражение . Если на земле отработал на , значит, в воздухе: отработаешь на .

Что сложнее: взлет или посадка?

Взлет опасен, полет приятен, посадка требует повышенного внимания. Если ты уже оторвался от земли - получаешь удовольствие. А садиться, бывает, приходится и вслепую. Только по приборам заход при минимальной видимости.

У каждого летчика есть НЗ. Давно хотела узнать, что входит в его состав?

Туда много чего входит: и галеты, и сахар, и крючки для ловли рыбы. Леска, грузила, спички, компас, опреснители. После применения последних морскую воду можно пить. Вкус, конечно, не такой, как у родниковой, но, во всяком случае, от обезвоживания спасает. Просто так из моря же не попьешь.

Поговорим о грустном. Закрываются военные училища, нет смены: Каким вам видится будущее?

На сегодняшний день на авиабазе средний возраст летного состава 25-29 лет. Это тот возраст, когда летчик, штурман, специалист летной деятельности еще мастерства определенного не достиг, а только набирается опыта. Те, кто прослужил долгие годы и мастерством обладает, к сожалению, уже уволились или готовятся к увольнению. Есть и промежуточное звено, к которому я, кстати, тоже по возрасту отношусь - мне 38. Все зависит от политики государства. Состав вооруженных сил рассчитываем не мы. Состав этот должен быть способен решать поставленные задачи. Все надо анализировать, смотреть, сколько в планах выпускников, сколько увольняемых, чтобы численность штата (а он у нас укомплектован сейчас на сто процентов) поддерживалась. Реформирование - это неплохо для государства. Оно призвано обеспечить оптимальный количественный и качественный состав вооруженных сил.

То есть будущее вам видится оптимистичным?

Я всегда оптимистично ко всему отношусь (смеется).

К форме Юдашкина тоже?

Лично я ее не одобряю. Один погон на груди в частности. Тогда бы уж лучше просто бирочки писали - :

Она хоть теплая?

:(отрицательно мотает головой).

Враг есть сейчас у России?

Определенного потенциального врага у нас на сегодняшний день нет. Возможны локальные конфликты на отдельных направлениях. Масштабной войны, в принципе, не ожидается, хотя мы готовы ко всему. Сейчас в основном ведется другая война - информационная.

А японцы - грозная сила?

У них сейчас своих проблем хватает в связи с Фукусимой. Но по-прежнему претендуют на часть Курильских островов, которые якобы им принадлежат. Наше правительство отстаивает свои интересы. Естественно, никто никому просто так ничего не отдаст.

Когда и на что в морской авиации будут менять ? Они же 1969 года выпуска...

Пока информация противоречивая, но до 2020 года обещали, что поменяют. Произойдет модернизация самолетов нашего типа. Будет также выпускаться , только с новой поисковой системой, новым оборудованием. Конструкторское бюро Илюшина дало в свое время очень хороший самолет. Он считается самым надежным. Простой в управлении, много дублирующих систем. Самое главное, как я уже сказал, четыре двигателя. Аварий и катастроф по вине этой авиатехники не было.

Какое мужество надо иметь женам морских летчиков!..

Вы правы. Быть женой летчика, который от родного дома на несколько тысяч километров, непросто. Конечно же, переживают наши жены. Но мы стараемся их не подводить. И благодарим за то, что хватает терпения делить с нами все тяготы и лишения.

Какой-нибудь ритуал перед вылетом совершаете?

Перед вылетом командир экипажа строит экипаж, доводятся до сведения указания, меры безопасности, особенности выполнения полетного задания. Как такового ритуала нет. Хотя: Когда летчик первый раз поднимается в воздух на самолете, кое-какие действия мы производим. Правда, они не совсем приличные...

Ну пожалуйста!

Экипаж берет летчика за руки за ноги и: задним местом стучит о переднюю стойку колеса. В соответствии с номером воздушного судна. К примеру, бортовой номер 06 - шесть раз ударяют. Такова традиция. А еще есть традиция - никогда не думать о плохом. Не только на службе, но и вообще в жизни.

VK31226318