Моя 55-я параллель

Моя 55-я параллель

Берингово море. К северу от меня, на глубине 600 метров, остается подводный хребет Ширшова. К северу же - Командорская котловина (3500 метров глубины) и сразу - остров Беринга. На нем, с восточного края, - хребетик высотой 750 метров. Его вершина - прямо передо мной.

Я уже в России. Это ее самый восточный краешек. Однако тут живут люди. Пожалуйста - поселок Николаевский. Иду мимо него - на запад. Первые 16 километров по своей стране.

Еще менее трехсот километров по Тихому океану - к Камчатке, к Кроноцкому мысу. Тут, на этом побережье Камчатки, все Кроноцкое - мыс, полуостров, залив, озеро, река, вулкан (или сопка), а все вместе - Кроноцкий заповедник. Вулкан - видный, высотой 3528 метров. А рядом другие вулканы - Комарова, Гомчен.

По высоким травам Камчатки, теряясь в зарослях борщевика, лабазника, дудника, по низким лесам Камчатки, среди кривых стволов березы каменной, среди сосенок, елей, пихт, никак не похожих на привычные уральские леса, через озеро Кроноцкое, по горам Восточного хребта, по долине реки Камчатки и через нее, мимо поселка Мильково на ней, дальше, дальше, через еще один, Срединный, хребет, спешу к следующему берегу. Виноват, я не побывал в Долине гейзеров. Она - к югу, не очень далеко, но среди гор и скал, добираться туда без проводника не советуют. Конечно, жаль: быть у одного из чудес света и пройти мимо - обидно.

Ширина Камчатки на моей параллели 409 километров.

Охотское море. Неглубокое. Только в одном месте - 1800 метров, а то совсем мелко - 100 метров и менее того. А ведь Тихий океан приучил меня к глубинам-пучинам, впадинам, котловинам, желобам.

На 150-м меридиане обращаю свой взор к северу, туда, где на расстоянии 550 километров - Магадан. Город, аэропорт. Сел - полетел, подремал в кресле и - дома. Но воздушные линии мной не предусмотрены. Ближе к 140-му меридиану, южнее от меня, всего-то за сто километров, - Сахалин, его северный мыс Елизаветы. Но и туда мне не надо.

Мне надо к Шантарским островам в Удской губе. На моем пути остров Большой Шантар, 50 километров от берега до берега. А рядом островок Феклистова - и его мне не миновать. Наконец, на берегу Охотского моря поселок Алгазея. Я ступил на материк, на Азию. Хватит с меня морей и океанов, островов и полуостровов. Теперь - континент.

От Алгазеи до Тынды 660 километров. Плато, довольно высокое, свыше 2000 метров. На этом уровне - ровное, только изрезанное густыми рек и речушек. Это бассейн Лены. А также реки Алдан, ее огромного . А также реки Амга, впадающей в Алдан. А также реки Алекмы, впадающей в Лену. Здесь и водораздел. Сибирские реки текут на север, а, например, Зея - на юг. Водораздел между ними - Становой хребет.

Удивительно: на каких-то затерявшихся в океане островах живут люди, а здесь, на Становом хребте, до Тынды населенных пунктов - пять-шесть, все ближе к Тынде, а то - пусто:

От Тынды до Байкала - около 1000 километров. На моем пути к западу от Тынды - то же плато, но пониже: хребет Чернышева, Олекминский становик, река Олекма, река Витим, одинокий поселок Калакан на Витиме, чуть к северу - озеро Баунт (высокогорное, свыше 1000 метров), а на озере, с севера, у устья реки Ципа - поселок Баунт, а с юга - поселок Курорт-Баунт.

Чем ближе к Байкалу, тем выше горы. Высоты 2300-2500 метров. Меня встречает Икатский хребет, он тянется вдоль восточного побережья Байкала, как первый щит, ограждающий священное озеро от каких-то восточных влияний. За этим хребтом я попадаю в долину реки Баргузин, в так называемую Баргузинскую котловину. Это самая северная окраина котловины.

Да, Баргузинская котловина - место низкое: отметки 500-700 метров, а высота окружающих ее гор - от двух до трех тысяч метров. Такая долина не могла не привлечь внимание самых далеких наших предков. По преданиям, это родина предков Чингизхана по материнской линии. И допустимо, что здесь находится и могила Великого хана. Эта древняя земля хранит память о легендарной стране и племени баргутов. Давно здесь обитают эвенки и буряты.

Тут прекрасные условия для земледелия, рыболовства. До сих пор популярна охота на соболя и белку. Река Баргузин пронизывает долину с севера на юг на 400 километров, при этом на половине своей длины - от устья - судоходна.

Баргузинская долина известна не только горами, ее окружающими, чистыми реками, лесами и озерами, здесь 150 целебных источников, горячих и холодных. А еще здесь много священных мест - гор, камней, озер и рек.

Баргузинская котловина - одна из многих котловин вокруг Байкала, а само озеро расположено в самой большой впадине, которая рассекла всю земную кору до верхней мантии - на глубину 50-60 километров. Снизу Байкал постоянно подогревается теплом из недр.

Может быть, неожиданно то, что у Байкала обнаружены довольно большие запасы нефти. Время от времени она дает о себе знать маслянистыми пятнами на поверхности воды.

Этот благодатный - священный - край и сегодня густо заселен. Шоссе и грунтовые дороги сопровождают реку Баргузин с двух сторон почти на всем ее протяжении.

С западного края Баргузинская долина круто поднимается на Баргузинский хребет. Высоты сразу до отметок 2500-2800 метров. Я иду к Байкалу по горам, параллельно реке Томпуда, которая течет к озеру севернее от меня.

Длина Байкала на моем маршруте 50 километров, глубина - 750 метров. Вы это можете представить: я иду по озеру Байкал. Пешком. Над прозрачной пропастью. Удивительно!

Большая глубина сохраняется до самого берега, где у озера крутое дно и крутой берег. Сразу карабкаюсь на Байкальский хребет, точнее, на гору Черского, а ее высота - 2580 метров. То глубины, то высоты:

После гор - впадина, Предбайкальская. Ее и впадиной не назовешь, она опустилась не так низко, как Баргузинская котловина. А дальше - плато, Ангарское. Одну за другой пересекаю реки Улькан, Шона, Киренга, Чикан, Берея: Жилья - никакого. Только на Лене поселок Усть-Ильга. После него опять безлюдно - до поселка Карда на Ангаре, точнее, на том заливе Братского водохранилища, которое превратило реку в узкое море. Вообще Братское водохранилище выглядит, как спрут на Ангаре. Оно широко разлилось в том месте, где сливаются Ангара и Ока, а в разные стороны разбегаются узкие заливы на реках Ока, Ия и других. К северу - такой же спрут Усть-Илимского водохранилища.

От Карды иду к следующему заливу того же Братского , это у порта Наратай, потом форсирую Ию, реку Уда у поселка Ук, реку Кан у поселка Орье (к северу - Канск), реку Мана у поселка Выезжий Лог, с ходу пересекаю залив теперь уже Красноярского водохранилища (сам Красноярск на 120 километров севернее).

Далее поселок Плотниково - между Кемерово (40 километров севернее) и Ленинском-Кузнецким (35 километров южнее). Еще один населенный пункт - Титово, к югу от Томска на 165 километров. И дальше - Усть-Каменка, река Иня, а на ней - Березовка. Иню пересекаю четыре раза подряд - так она здесь петляет, и в пятый раз едва коснулся вершины ее излуки. Зеленая долина Ини вся усеяна названиями населенных пунктов. Наконец, Ия впадает в Обь, и здесь - Новосибирск.

Позади шпалы Транссибирской магистрали, по одному из трех мостов, по южному, перехожу через Обь в самом центре города. Замечаю, что с юго-востока к городу подходит довольно водообильная река Бердь, которая впадает в Обь недалеко от Академгородка, а с запада к Новосибирску подступают еще несколько рек, и в очередной раз завидую такому обилию воды, чего лишен мой Челябинск.

За Новосибирском - город Коченево, а за ним открывается низменность. Ее отметки - 130-140 метров. Река Каргат пересекает низкое болотистое место с озером Аткуль и селом Аткуль. Дальше - озеро Сартлан, окруженное озерцами и болотцами. Вскоре - северный край большого озера Чаны. Оно испещрено узкими и длинными - с северо-востока на юго-запад - островами и полуостровами, будто кто-то (ледник?) огромными граблями озеро и его округу, в которой также тянутся длинные озера.

Мой курс - вдоль Сибирской железной дороги. По Барабинской низменности, к северу от которой - обширная заболоченная территория, из которой вытекает река Тартас, впадающая в Омь. Это, оказывается, Васюганская равнина. Тут вообще равнина на равнине.

Через Омск иду как раз в месте впадения Оми в Иртыш. Тут на карте два топографических знака - якорь, то есть порт, и самолетик, то есть аэродром. В аэровокзале Омска я как-то провел два часа, когда мой самолет из Москвы почему-то не посадили в Челябинске, а протащили до Омска, из которого через два часа вернулись домой. Из аэропорта город не произвел на меня впечатления. Его скрывала плоскость равнины, а небо над ним замутила дымная марь.

У поселка Березняки неожиданная граница с Казахстаном. По скучной степи до села Березовка на Ишиме (Петропавловск - чуть к югу). По Казахстану - 170 километров. А дальше недолго и до Курганской области, где я почувствовал, что время набирает ускорение, а расстояния укорачиваются. Озера, озера - одно за другим - Кабанье, Суерское, Арлагуль. Река Тобол, северная окраина Кургана. И вот уже - Мансурово, Печенкино, дорога из Копейска в Еткуль, река Чумляк, потерявшаяся в сырости, озеро Половинное, озеро Синеглазово: Приехали: Я снова дома. Все.

VK31226318