Парадоксы Элисо
Элисо Вирсаладзе, одна из самых ярких представителей мировой пианистической элиты, дала в Челябинске концерт и мастер-класс.
Олеся Горюк
Челябинск
В зале имени Прокофьева Элисо Константиновна вместе с симфоническим филармоническим оркестром Адика Абдурахманова играла Третий концерт Бетховена и Ля-минорный концерт Шумана.
-- В контексте сегодняшней ситуации в искусстве Вирсаладзе - личность раритетная, - констатирует Евгений Александрович Левитан, заведующий кафедрой специального фортепиано ЧГАКИ. - Очень многие сегодня преследуют одну цель - показать себя, а для нее самое важное - раскрыть замысел автора. А это огромный труд, нашуметь гораздо проще.
-- В ее игре поражает сочетание романтической эмоциональности и классической строгости формы, - считает музыковед Татьяна Синецкая. - Шумана сегодня многие играют порывисто, сумбурно. А у нее - чувство меры во всем.
Татьяна Михайловна в своем мнении не одинока. Про Элисо пишут: . Очень интересно наблюдать за ее лицом во время концерта: с первых же звуков оркестра Элисо Константиновна включается в музыку, кажется, что играет даже тогда, когда рояль молчит.
А на следующий день после концерта был подробнейший (с десяти утра до трех часов дня) мастер-класс в Челябинской академии культуры и искусств. С первой же секунды стало понятно: если в творчестве Элисо космос, то в жизни она очень твердо стоит на земле.
-- Где у вас тут розетка? - поинтересовалась первым делом. - Мне надо зарядить телефон.
От такого мастер-класса удовольствие получаешь ничуть не меньшее, чем от концерта. Тургеневское в полной мере применимо к Вирсаладзе-педагогу. Со студентами (Диана Сахаутдинова, Асия Амирова) она разбирала каждую музыкальную фразу. Самым интересным было наблюдать, как эта фраза, сыгранная ею, менялась до неузнаваемости, наполняясь внутренним светом. Сыграв, она объясняла, что нужно сделать. . . . . После объяснений она играла еще раз, и даже непрофессионалу становилось понятно: да, паузы у нее - звучат, в отдельности - слитность, а в слабости - сила и выразительность. После мастер-класса мы немного поговорили.
С 1967 года вы преподаете в Московской консерватории. Меняется ли программа и стиль преподавания в зависимости от потребностей времени?
Не могу сказать, что меняется стиль преподавания. Меняется, к сожалению, темп. Раньше можно было уделить гораздо больше времени студенту, не только чтобы научить его чему-то, но и чтобы просто к нему привыкнуть. У меня все время должно быть внутреннее убеждение в том, что студент меня не просто понимает, но и воспринимает все советы без внутреннего преодоления своего к ним отношения. То есть мы должны совпадать. А бывает, что не совпадаем.
И что тогда?
Ничего, просто время нужно. А этого времени на сегодняшний день все меньше и меньше. Начиная с первого курса, все рвутся на конкурсы, стремятся как можно быстрее проявить себя. Из-за этого я очень переживаю, но не могу своих студентов даже упрекать.
Но ведь действительно, конкурс - возможность заявить о себе. В чем же его минус?
В том, что ты учишь программу, потом играешь ее на двух-трех конкурсах вместо того, чтобы учить новые произведения и искать новые краски. У многих из сегодняшних студентов рутинное отношение к подготовке и исполнительству. Выбивать из них эту рутину очень непросто. Раньше не было такой невероятной конкурсомании. Мы жили спокойнее.
Что мешает ребятам отказаться от конкурсов?
Материальная сторона. И поэтому я не имею права их обвинять, могу только посоветовать какой-то конкурс пропустить. Запретить, как делала это раньше, невозможно. Раньше я говорила: . Сейчас не говорю. Разве государство дает стипендии? Две тысячи - что это такое?
Теоретически можно заработать концертами.
Молодых никто не приглашает. Когда приезжает Гергиев, ему платят сто тысяч евро, а найти сто евро, чтобы заплатить студенту, - на это денег нет. Все кричат, что они за культуру, за благотворительность. А сто тысяч евро за один концерт очень спокойно кладут себе в карман.
Гастроли по малым городам России могли бы быть полезны и интересны студентам консерватории?
Даже очень, хотя ни один менеджер-хозяйственник добровольно на это не пойдет. Студенту нужно оплатить дорогу, проживание. Я об этом очень много думала. Плакатности у нас хоть отбавляй, лозунгов еще больше. А когда пытаешься прийти к конкретным вещам, возникает очень много вопросов, и в итоге ничего не делается.
Удается ли вам найти время, чтобы пополнить репертуар?
Я это делаю каждый год.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве