Студенты Президентского вуза

Студенты Президентского вуза

Челябинский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации коротко и без ложной скромности называют Президентской академией. А в народе и вовсе попросту: придворный вуз.

В неофициальных названиях есть намек на элитарность. Она и на самом деле присутствует. Ведь Челябинский филиал родился на фундаменте Свердловской совпартшколы, где учился в основном «крупняк» - большие партийные начальники. Миссия подготовки управленцев по наследству перешла к новому вузу. Правда, ее освежили новые реалии жизни: теперь заведение готовит кадры для государственной и муниципальной службы, а также для рыночной экономики. Эти два направления Челябинский филиал Президентской академии и развивает в течение 20 лет, в этом году у филиала юбилей. Он уже накопил опыт, который может быть интересен тем, кто работает в образовательной сфере.

В чем же особенность Президентской академии? Здесь нет массового набора, когда в вуз поступают сотни очников и тысячи абитуриентов заочного обучения. В этих стенах учатся 3150 студентов. В основном это взрослые люди, кто уже имеет образование и жизненный опыт. В академии - масса программ повышения квалификации и переподготовки. В прошлом году по таким программам прошли обучение свыше 2650 государственных и муниципальных служащих, а также представителей бизнес-структур.

Но среди студентов есть и вчерашние выпускники школ. Их около 400, чуть более 10 процентов от общего числа обучающихся. Без этой «свежей крови» вуз не может быть полноценным. Именно эти ребята создают атмосферу юности, честолюбивых устремлений, больших амбиций при вступлении в профессию. Есть здесь как бюджетные места для обучения, так и платные.

- Сами деньги не умеют учиться, - объясняет первокурсникам директор филиала Сергей Зырянов. - Они открывают вам лишь доступ к нашим образовательным ресурсам.

Научить учиться - философия вуза. Но как понять, кто пришел сюда по ошибке?

- Это просто, - говорит Сергей Григорьевич. - К нам идут гуманитарии, которые ориентированы на работу с людьми в юридической, финансовой, управленческих сферах, ориентированы на работу в органах власти. Наши студенты хотят стать лидерами, руководителями, реализовать свои управленческие способности. И прежде всего в органах власти. Наш московский диплом открывает туда дорогу.

Академия готовит управленцев не только высшего звена. Хороший администратор - тоже неплохая профессия с достойным заработком. Если у студента нет больших ярких способностей, то это не так страшно, считает Сергей Григорьевич. За четыре-пять лет можно развить потенциал человека со средними способностями до нужного уровня. В группах учится не более 25 человек. Это не поток в 150-200 студентов. В филиале все студенты-очники на виду. У каждого - индивидуальные отношения с преподавателями.

- Кто учит студентов?

- Первые десять лет у нас в штате почти не было преподавателей, - рассказывает Сергей Зырянов. - Часть из них приезжала из Екатеринбурга, нашей головной организации. А еще мы привлекали «звезд» из вузов Челябинска.

Оплата труда не была привязана к бюджетной ставке. Поэтому филиал академии имел возможность стимулировать и поощрять труд преподавателей материально. Это позволило в дальнейшем сформировать свой собственный коллектив, привлечь молодежь. Сегодня 70 процентов - штатные преподаватели, 25 процентов - совместители, и пять процентов почасовики.

Среди преподавателей 80 процентов - доктора и кандидаты наук. Достаточно назвать одно лишь имя Владимира Новоселова, доктора исторических наук, который занимается проблемой закрытых городов. У него - своя научная школа. Как блестящий специалист, он широко известен за рубежом.

- Особенность еще и в том, что многие наши преподаватели имеют опыт практический работы, - продолжает Сергей Григорьевич.

- Но ведь практик не заменит хорошего педагога.

- Мы учим всех своих преподавателей на курсах повышения квалификации в Москве, в Европе, в других городах России, - рассказывает Сергей Зырянов. - А еще у нас очень жесткая система контроля.

О работе преподавателя здесь судят по результатам тестирования студентов, совсем как за рубежом. Анкеты заполняют все студенты после каждого курса обучения. Если у преподавателя низкий результат, то ему говорят: либо повышайте свой профессиональный уровень, либо ищите другую работу.

- Два года назад в стенах академии родился интересный проект «Школа лидера». Чья это идея?

- Наших студентов, - отвечает Сергей Григорьевич. - И она далеко не единственная. В 2002 году, когда начали набирать студентов дневного отделения, мы им предложили создать свое студенческое самоуправление. Ребята с радостью приняли эту идею. Сначала это было скромное, ориентированное на собственные проблемы, движение. Потом появились волонтеры. Сейчас академия дружит с тремя детскими домами. Студенты дарят детям-сиротам подарки, выезжают к ним с концертами.

А еще они создали политический клуб «Полис». Эту площадку заметила Челябинская городская Дума. И предложила провести совместную серию семинаров по изучению идеологии консерватизма.

Серьезный политический проект - общественная приемная, которую открывают во время выборов. Студенты по телефону принимают просьбы и жалобы. Отрабатывают каждый звонок, готовят по каждому обращению экспертное заключение. А потом передают материал в Избирательную комиссию Челябинской области.

Ну и, наконец, появилась «Школа лидера». В ней студенты формируют свои управленческие качества. Студенты стали проводить тренинги, конкурсы, соревнования в школах и техникумах Челябинска, Копейска, Сатки… Так, в общении, они и формируют лидерские качества на практике, а также помогают школьникам раскрыть свой личностный потенциал.

- Что побудило академию заняться опросами общественного мнения?

- Это выросло из моего научного интереса, который сформировался еще во время учебы в УрГУ, а учился я у блистательного педагога - Льва Когана, доктора философских наук, основателя Уральской социологической школы, - объясняет Сергей Григорьевич.

Фактически с конца 80-х годов я и мои коллеги постоянно проводим социологические исследования в сфере политики, промышленности, образования, демографии. Мы выполняем заказы специалистов и организации, а также реализуем собственные исследовательские проекты.

- Собственные проекты нам не приносят дохода, - говорит Сергей Григорьевич. - Но мы реализуем в них свою просветительскую общественную миссию.

Президентская академия стала для многих челябинцев семейным вузом. Вслед за родителями здесь учатся дети, близкие родственники, друзья. Как это случилось?

Татьяна Котина, выпускница:

- Сначала здесь учился мой отец, потом я перешла сюда из ЧелГУ. И не жалею. Я выросла здесь как личность. У нас было много практики, семинаров, деловых игр. Преподаватели не губили инициативу студентов, а наоборот, поддерживали все наши начинания. Они знают каждого по имени. В академии отучился и мой брат на очном отделении, а теперь поступил на заочное на другую специальность. Я сейчас думаю взяться за работу над кандидатской диссертацией и писать ее буду, конечно, в своей родной академии.

Елена Мурашова, выпускница:

- Учеба в академии дала мне уверенность в себе. Учиться здесь очень интересно. Я получила то, что мне нужно для работы в администрации Тракторозаводского района. Сейчас здесь учится моя дочь. Она сама выбрала эту академию. И я рада, что наши желания совпали.

Виктор Загоскин, выпускник:

- Отличный вуз. Мой кругозор после учебы сильно расширился. По моей рекомендации сюда же поступил мой брат-близнец. И я знаю, что он не разочаруется. Без работы после окончания обучения из нашей группы никто не остался.

VK31226318