Герань на маленьком окошке...

Герань на маленьком окошке...

Профессорская бородка клинышком. Круглые очки. Сутулая фигура… Сергей Николаевич Дурылин. Кем он был? Кабинетным ученым, типичным российским интеллигентом, в традициях своего Отечества познавшим и тюрьму, и суму? Талантливым человеком, которых несмотря ни на что щедро родит земля русская? Самокритичным страдальцем, в 40 лет написавшим о себе: «Я никто: я «не», «не» и «не»: не ученый, не писатель, не поэт… Никакое профессиональное дело не сделано мною…»? А быть может, просто совестливым человеком, которому было много дано и который не мог делать мало?

Имя Сергея Николаевича Дурылина сегодня все активнее возвращается в нашу жизнь. В последние годы были переизданы ряд трудов С.Н. Дурылина, документы и материалы. На базе одноименной конференции сотрудниками Мемориального дома-музея С.Н. Дурылина под руководством Анны Резниченко был подготовлен двухтомник «С.Н. Дурылин и его время» (2010). Все это позволяет по-новому взглянуть на жизненный путь Сергея Николаевича, на обстоятельства его челябинской ссылки.

Человек Серебряного века

Итак, Сергей Николаевич Дурылин. Родился 14(27) сентября 1888 года. Умер 14 декабря 1954-го, то есть прожил 66 лет. Происходил из старинного московского купеческого рода. Учился в известной в Москве 4-й мужской гимназии, основанной на базе бывшего благородного пансиона при Московском университете. Завершил образование, окончив Московский археологический институт. В детские годы лишился отца, поэтому рано начал работать, занимаясь репетиторством и частными уроками.

Серебряный век русской культуры, пришедшийся на молодые годы С.Н. Дурылина, стал его жизненным и духовным пространством. Он много читал. Писал стихи, вел дневники, путешествовал, работал в издательстве Л.Н. Толстого «Посредник», оставил ценные воспоминания о своей поездке в Ясную Поляну, занимался в поэтическом семинаре Андрея Белого. Увлекся религиозной философией. Был секретарем Религиозно-философского общества памяти В.С. Соловьева. Сотрудничал с газетами и журналами. В 1913 году в издательстве символистов «Мусагет» увидела свет его первая книга «Рихард Вагнер и Россия», и в том же году вышла важная для него в мировоззренческом плане «Церковь Невидимого Града. Сказание о граде-Китеже». Продолжал заниматься частной педагогической деятельностью. Среди учившихся у него были И.В. Ильинский и Б.Л. Пастернак. Отдал дань и революционной деятельности. В своих анкетах упоминает о трех арестах до революции. Но, пережив нигилизм и толстовство, вдруг понял, что все более и более тяготеет к православию. К 1915 году относятся его первые контакты с оптинским старцем Анатолием (Потаповым).

Дело священника С.Н. Дурылина

К 1917 году у С.Н. Дурылина, по всей видимости, уже появились мысли связать свою судьбу с Русской православной церковью. Как вспоминал сам Сергей Николаевич, во время открытия первого поместного собора РПЦ он «ходил с блюдом», собирая пожертвования в пользу братства Кремля. В Успенском соборе Кремля собрался цвет православной церкви, и С.Н. Дурылин жадно впитывал в себя все происходящее вокруг, наблюдая, как будущий патриарх Тихон сменил черный клобук на белый, во время чтения акафиста Успению восхищался «художественной, сжатой, строгой силой…» чтения преосвященного Анастасия Кишиневского.

Но более всего на его душу подействовал сам собор, «озаряемый множеством свечей, оживляемый тихим и строгим пением, наполненный народом, насыщенный молитвой…» 8 марта 1920 года он стал диаконом, а спустя неделю был рукоположен в священники, приняв обряд безбрачия.

Служил о. Сергий в часовне Боголюбской иконы Божией Матери у Варварских ворот. По воспоминаниям И.А. Комиссаровой-Дурылиной, жил в четырехметровой холодной комнате, вел с прихожанами «назидательные беседы», «недосыпал, недоедал, был плохо одет, а если что и появлялось у него из одежды, то у него крали…» 24 апреля 1922 года из часовни в соответствии с декретом советской власти были изъяты церковные ценности, а 22 июля 1922 года священник С.Н. Дурылин был арестован. Его обвинили в том, что «при часовне Боголюбской, настоятелем которой был С.Н. Дурылин, а также у него на квартире часто собирались контрреволюционные элементы, которые занимались здесь распространением антисоветской агитации, поддерживали связь с Тихоном (патриархом Тихоном. - Авт.) и под видом религиозных книжек и душеспасительных молитв распространяли среди верующих контрреволюционные воззвания…»

Первоначально Дурылин содержался во внутренней тюрьме ГПУ и лишь 8 августа 1922 года был переведен во Владимирскую тюрьму, где и пробыл около 4 месяцев. По мнению Следственного отдела ГПУ, С.Н. Дурылина следовало отправить в ссылку на два года в Туркестанский край. Родственники и друзья Сергея Николаевича предприняли активный «штурм» властных структур, убеждая чиновников в том, что ссылка для Дурылина в силу состояния его здоровья равносильна смерти. Поначалу чекисты не обращали внимания на это, приняв 25 ноября 1922 года решение отправить С.Н. Дурылина в Хиву и попутно указав, что следует разобраться с теми коммунистами, которые ходатайствовали за опального священника. Однако круг этих людей день ото дня расширялся, в числе ходатайствовавших за Дурылина оказались нарком юстиции Д.И. Курский, нарком просвещения А.В. Луначарский, председатель ВЦИК М.И. Калинин, заведующий музейным отделом Главнауки Б.Б. Красин, известный литературовед П.С. Коган, профессор МГУ Е.В. Оловянишникова, А.И. Цветаева… И чекисты пересмотрели свое решение. Постановлением Комиссии НКВД по административным высылкам от 15 декабря 1922 года С.Н. Дурылина сослали на 2 года в Челябинск.

Челябинск: труды и дни

Холодным январским утром 1923 года прибыл Сергей Николаевич вместе с Ириной Алексеевной Комиссаровой в совершенно незнакомый ему город, едва оправившийся от холерного мора и страшного голода. Некогда бойкая столица «для всего восточного Приуралья», славившаяся крупной чайной и хлебной торговлей, уповая на НЭП, пыталась в этот период вновь обрести свое лицо. Но время для Челябинска было трудное.

Холод, эпидемии, безработица продолжали терзать его. Впрочем, С.Н. Дурылина это не коснулось. И жилье, и работа были найдены им сразу же по приезде. Его заявление о приеме на работу в музей местного края датируется 10 января 1923 года. В это время челябинский музей только организовывался. Предстояла большая работа, и ссыльный специалист оказался весьма кстати.

Коллектив музейных работников был небольшим, но люди в нем подобрались интересные. Глава музейных работников Иван Гаврилович Горохов (1884-1970), по воспоминаниям современников, был «интеллигентнейшим и умнейшим человеком». В музее часто можно было видеть директора губернского архива и автора монографии по истории Оренбургской епархии Н.М. Чернавского, литературоведа и педагога Н.Л. Нестеровича, ахуна Челябинска, уполномоченного музея по сбору предметов мусульманского быта С. Урманова, доктора Н.И. Игнатова и других ярких и самобытных людей, составивших круг общения С.Н. Дурылина в Челябинске. Вскоре по приезде на Урал Сергей Николаевич познакомился и с Марией Александровной Минко, женой человека, дело которого ему предстояло продолжить. Результатом этого знакомства явился биографический очерк С.Н. Дурылина о Николае Кирилловиче Минко, одном из первых исследователей археологического прошлого Челябинского края.

Этот труд, несмотря на свой небольшой объем, до сих пор является наиболее полным источником сведений об ученом Н.К. Минко, выявившем в 1906-1910 гг. в районе Челябинска около 800 курганов, более 100 из которых были им раскопаны. Материалы этих раскопок поступили в 1923 году в музей и стали главным объектом приложения сил С.Н. Дурылина в Челябинске.

Разбор коллекций вызвал такой интерес у Дурылина, что он решил продолжить исследования, начатые Н.К. Минко, и обратился в отдел музеев при Главнауке с просьбой разрешить раскопки под Челябинском, начиная с полевого сезона 1923 года. Разрешение было получено, но финансовые причины не позволили приступить к работе. Весна и лето 1923-го ушли у С.Н. Дурылина на подготовку археологического раздела экспозиции музея, открывшейся 1 июля 1923 года. Этот раздел высоко оценил первый нарком просвещения А.В. Луначарский, посетивший музей 9 января 1924 года. Он же горячо поддержал мысль о необходимости продолжать раскопки, сказав: «Археологический отдел музея и теперь представляет большой научный интерес. Раскопки его увеличат. Средства на раскопки нужно изыскать». Может быть, именно эти слова наркома позволили музею получить средства на проведение археологических раскопок 1924-1925 гг., осуществленных силами археологической секции Челябинского общества изучения местного края и сотрудниками музея под руководством С.Н. Дурылина.

В 1924 году ими было раскопано 9, а в 1925 году - 15 курганов. Результаты превзошли все ожидания Сергея Николаевича, и он с энтузиазмом вводил их в научный оборот. Был подготовлен отчет для Главнауки, сделаны сообщения о раскопках на заседаниях Общества изучения местного края, в Исследовательском институте археологии и искусствоведения в Москве. С челябинскими находками были познакомлены известные ученые - профессор В.А. Городцов и академик Н.П. Лихачев. Публикации С.Н. Дурылина появляются в газете «Советская правда», в «Сборнике материалов по изучению Челябинского округа», в «Записках Уральского общества любителей естествознания».

Без сомнения, археология была главным занятием С.Н. Дурылина во время нахождения в челябинской ссылке, но далеко не единственным. Уже к концу 1923 года им, например, был подготовлен цикл из 8 лекций по истории культуры Челябинского края. Он собирал уральский фольклор (частушки, детские считалки). Много времени Сергей Николаевич отдавал нумизматическому собранию музея. Атрибуция древних персидских, римских, парфянских и иных монет была делом не простым. Приходилось работать с каталогами, словарями.

Картотека, составленная им, и сегодня хранится в Челябинском областном краеведческом музее. Продолжал С.Н. Дурылин и свою литературную деятельность. Писал автобиографические заметки, опубликованные в наши дни в издании «В своем углу». Возможно, это главная книга С.Н. Дурылина. В ней без всяких экивоков на советские реалии и цензуру, не предполагая публиковать записки, он рассказал о времени и о себе. Воспоминания о встречах с крупными деятелями российской культуры (А. Блок, В. Розанов, Н. Римский-Корсаков…) в книге соседствуют с тонкими наблюдениями и размышлениями на самые разные темы. И что важно для челябинцев, в книге использованы некоторые из собранных в нашем городе материалов. В Челябинске же Дурылин начал собирать материалы для книги о М.В. Нестерове, вступив с художником в переписку.

26 сентября 1924 года Особое совещание при коллегии ОГПУ досрочно освободило С.Н. Дурылина от административного наказания, с разрешением проживать во всех городах страны. 30 ноября того же года челябинцы прощались с Сергеем Николаевичем. По предложению Н.М. Чернавского С.Н. Дурылин был избран почетным членом Челябинского общества изучения местного края.

Последующая жизнь С.Н. Дурылина складывалась непросто. В 1927 году он вновь был арестован и сослан сначала в Томск, а затем в Киржач Владимирской области. После возвращения из ссылки Сергей Николаевич работал в Институте мировой литературы имени Горького и в Институте театрального искусства имени Луначарского. В 1944 году ему было присвоено звание доктора филологических наук, а в 1945 году - профессора.

Время от времени он обменивался с челябинцами письмами и телеграммами. В годы войны давал советы актрисе Малого театра Е.Д. Турчаниновой, эвакуированной в Челябинск, о том, с кем в городе ей обязательно надо познакомиться. Нашел для нашего города и теплые слова в своих записках, отметив: «Я глубоко провинциален и хотел бы писать под тенью не «пальмы», а «герани на маленьком окошке…» Ссылкой для меня оказался не Челябинск, где была эта «герань», а Москва, где ее нету».

Владимир Боже

VK31226318