Ах, эти <наивные> торговые хитрости:
Я покупал бритву, электрическую. В огромном, как стадион, магазине бытовой техники высокий парень, продавец и консультант, подвел меня к секции бритв. Выставленные в несколько рядов бритвы, все импортные, заискивающе смотрели на меня: от самых дорогих - левее, до самых дешевых - правее. Выбор огромный, но я ушел без покупки.
Так получилось, что я много лет пользовался бритвами из сибирского города Бердска и привык к тому, что ножи в них - самозатачивающиеся. То есть . И я думал, что это - для всех бритв без исключения. Но оказалось, что у импортных бритв другое правило.
-- У этих бритв, - предупредил меня парень-консультант, - подвижные ножи надо менять через два-три месяца.
-- Как? - удивился я. - Импортные бритвы качеством уступают приборам из Бердска? Самозатачивающиеся ножи - это же техническое совершенство! И очень удобно для потребителя.
-- Согласен с вами, но теперь таких бритв нет.
Это открытие меня ошеломило и заставило кое о чем подумать. Что, подумал я, прославленные зарубежные фирмы не могут найти сталь, чтобы изготовить самозатачивающиеся ножи? Причина, конечно, не в стали. Это, как легко догадаться, до изумления наивная и откровенная торговая хитрость: не допустить, чтобы покупатель купил бритву и ушел с ней на несколько лет до следующей покупки. Надо его так привязать к магазину, чтобы он через каждые два-три месяца приходил за новыми лезвиями и тратился на них все, допустим, пять лет, а лезвия не сказать, что дешевы. Запад учит нас торговать.
Есть такое торговое слово - комплектация. Например, автомобиль в магазине - . Его неизбежно надо , укомплектовать. Иная из комплектовок едва ли не удвоит первоначальную цену. Хитрость здесь в том, чтобы создать впечатление дешевизны автомобиля.
Мы живем в такой экономической системе, в которой, как ни странно, слово важнее слова . Осмелюсь даже сказать, что торговля смотрит на производство с некоторой высокомерностью. Не в том доблесть, чтобы произвести, а том, чтобы продать. Наука продаж, оказывается, много сложнее и значительнее, чем наука производства. Сделать - одна треть, продать - две трети. Высший профессионализм - продать все что угодно.
Российское потребительское общество вступило в капитализм абсолютно безграмотным в смысле покупок, и нас на каждом шагу обманывают и обводят вокруг пальца. В советские годы мы привыкли покупать, не глядя, и, не глядя, продолжаем покупать до сих пор. Не глядя, например, берем в корзину пачку сахара. Не всегда замечаем, что цена ее поднялась. И только случайно обнаруживаем, что в пачке не привычный килограмм сахара, а девятьсот граммов. То есть цена поднялась, а вес убавился. Нас обманули дважды за одну покупку.
Торговые хитрости - на поверхности, они легко разгадываются, но спасения от них нет. Даже истинные европейцы, имеющие высшее потребительское образование, зависимы от них. А мы: У нас - сущий рай для торговли.
:Я все-таки нашел магазин, в котором купил бритву башкирского производства с самозатачивающимися ножами.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве