Пленник Востока, друг Маяковского и Родченко
Челябинский художник Николай Афанасьевич Русаков (1888-1941) обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества с 1913 по 1917 год. После учебы вернулся домой, но в Челябинске ему не хватало столичной свободы и друзей-единомышленников с масштабным мировоззрением и громкоголосьем на всю страну.
Надежда Лысанова
Челябинск
реподавателем Русакова в училище был Константин Алексеевич Коровин (1861-1939), который учился у Саврасова и Поленова, в 1901 году стал заместителем Серова в мастерской. Выставлялся у передвижников, был учредителем и участником выставок Союза русских художников. Как Серова, Левитана и Малявина, его относили к реалистам. Он восторгался жизнью, красотой мира, без всякого принуждения писал действительность и стал ярким выразителем русской природы. Считали его также редким стилистом, он умел, не хуже японцев, сокращать средства выражения до минимума, добивался определенности, притягательности. В нем жило самое необходимое условие для творчества - свобода. Учеников он учил обретать свободу и следовать внутреннему импульсу. Коровин никогда не проводил границы между собой и русским художественным авангардом, формировавшимся в 1900-1910 годы. Многие из авангардистов были его прямыми учениками.
Николай Русаков прибыл в Москву после Казанской живописной школы - художественной школы Императорской академии художеств, в которой обучался с 1909 по 1913 год. До нее он успел получить приличное по тем временам образование. В Челябинске в 1902 году окончил Николаевское начальное училище, в 1907-м - трехклассное городское (семья Русаковых переехала в Челябинск в 1901 году). Мать Прасковья Ефимовна старалась изо всех сил вывести детей в люди. Афанасий Васильевич Русаков, отец (казак, унтер-офицер), умер в феврале 1889 года. Свидетельство о рождении Николая зарегистрировано в Свято-Троицкой церкви села Писклово Челябинского уезда Оренбургской губернии.
В Казани учителем Русакова был известный Николай Иванович Фешин (1881-1955). У Фешина Николай как художник обитал на границе древнерусской, тюркской, древнебулгарской культур, потому его можно смело отнести к художникам-исследователям: он впитывал знания как губка, но шел своей непроторенной дорогой. Там же, в живописной школе, подружился с конструктивистом петербуржцем Александром Михайловичем Родченко (1891-1956). Дружба художников продолжилась в Москве и потом еще долгие годы. Александр притягивал Николая своим характером: невозмутимым и слегка ироничным. В художественной среде его называли художником нового типа - друг был предан революции. Разрабатывал фантастические архитектурные сооружения. Впоследствии стал признанным авангардистом, дизайнером, фотохудожником, художником книги, театра и кино. Сохранились два фотоснимка Русакова, сделанные Родченко в мастерской на Мясницкой улице в 1926 году. А в Челябинской картинной галерее, будто бы в память о дружбе двух художников, хранятся (автор Родченко, 1912) и (автор Русаков, 1917).
Каким был челябинский художник, когда приехал в Москву, легко представить, взглянув на его (1912). Талант портретиста у Русакова уже просматривался. Чтобы выжить, в Москве Николай продолжал давать уроки рисования, которыми научился зарабатывать еще в Казани. А в его московских работах четко начал улавливаться столичный почерк: высокая культура, аристократизм и свобода, та свобода, которую прививал ученикам Коровин.
Николай Афанасьевич был знаком не только с Родченко, в его московскую студенческую сферу входили Д. Бурлюк, В. Маяковский, Б. Иогансон, Н. Терпсихора, Б. Яковлев: Его современниками стали Рерих, Куприн, Фальк, Лентулов, Сарьян, Пастернак: Его одноклассниками были Чекрыгин, Тоидзе: Студента Русакова окружали люди, которые и в творчестве стали революционерами. Они скандалили, отстаивали свое видение, будоражили общественное мнение - меняли цвет жизни!
Давид Давидович Бурлюк (1882-1967), художник и поэт, стал этаким вождем новых течений. Он родился тоже в казачьей семье (хутор Семиротовщина Харьковской губернии). И учился в художественных школах Казанской и Одесской (1898-1899). Такие факты из биографии, несомненно, сближали с ним Николая Русакова. Но Бурлюк побывал за границей: учился в Мюнхенской королевской академии искусств, в Париже. Участвовал в художественных выставках в России и за границей, в том числе вместе с художниками группы . В 1909-1910 годах вокруг него объединились молодые поэты и художники, отрицавшие эстетику символизма, они искали новые пути развития. Активное участие в поэтических сборниках Бурлюка принимал Владимир Маяковский.
Знаменитая желтая кофта Маяковского будоражила умы современников, а потом - биографов. На самом деле семья поэта была бедна, и Владимир, как все художники, носил дешевые бумазейные блузы. Придумал себе наряд из черных и желтых полос (мама воплотила его идею), придумал галстук из ленты. И в этом у него тоже нашлись последователи. Аналогичное изобретение, много лет спустя, использовал Русаков, когда уже преподавал в Челябинске. Он вносил в свою одежду какой-нибудь неожиданный элемент, например ярко-синий галстук с желтыми кубиками. Ученики знали - это для пятна, чтобы они могли почувствовать цвет и учились его передавать.
1913-1914 годах литераторы, художники, артисты, журналисты любили ежедневно собираться в очень тесном московском ресторане . Отсюда и пошли многие знакомства. Засиживались в полулегальном кафе в Камергерском переулке, там можно было выпить чашечку кофе, заказать пирожное. Играли в карты, на пальцах. Выигранные друг у друга копейки тратились тут же на еду. Дразнили новичков в училище. Некоторые вслед за Бурлюком и Маяковским отваживались ездить по разным городам на их выступления, а ведь это грозило исключением. Многие студенты вступили в , это общество художников образовалось в 1911 году. Николай Русаков любил посещать выставки. В то время в Москве можно было посмотреть примитивистов, кубистов, , русскую иконопись, современных живописцев Франции, среди которых Николай выделил для себя Гогена.
Перелом в его творчестве происходит благодаря потрясению от Гогена, книги и Востока. В 1915 году состоялось его путешествие из Одессы до Киото на корабле. Путешествовал по Индии, Японии, Китаю, Бирме, Ираку. Однако сегодня исследователи спорят, а был ли Восток в его жизни, ведь в 1940 году в анкете в графе он написал конкретно - . Время наступило другое. Прежней свободы в обществе не было, как в первые годы после революции. Боялся накликать беду? Боялся. Никто в Челябинске не мог припомнить его рассказов о путешествии по Востоку. Много загадок оставил Николай Афанасьевич Русаков. Прожил 53 года. Был репрессирован. Расстрелян 30 декабря 1941 года. В надуманном его деле фактов не было, указана была только статья 58-10 часть 2 - .
Однако попытаемся заглянуть в загадочный период биографии челябинского художника - в 1915 год. Известно, что с 1878 года на добровольные пожертвования был создан Доброфлот в России, в 1914 году общество располагало 50 судами. Студенты путешествовали на них в одиночку или группами. На картинах Русакова, посвященных восточной теме, указаны не только даты, но и страны, а в них - конкретные местности. По таким надписям четко прослеживается маршрут художника: Александрия, Мадурай, Калькутта, Рангун, Шанхай, Киото. Это дает право искусствоведам думать, что Русаков был на Востоке, просто в предвоенные годы ему было лучше отказаться от этого студенческого путешествия. Затаить его.
ерез всю жизнь в сердце пронесет Маяковского Николай Афанасьевич. В 1938 году в Челябинске будет открыта его выставка , назовет ее Русаков по-маяковски. В 1930 году у Маяковского была выставка в Московском клубе писателей. Николай Русаков был тоже натурой поэтической. Вот что он написал, например, о Востоке: .
В семье художника сохранилось 200 картин, почти половина - на темы Ближнего и Дальнего Востока (в 1920 году он снова путешествовал по Востоку). В пейзажах и жанровых восточных сценах мы видим четкий его переход к декоративному, магическому чистому цвету, детальной проработке и пространству. Многими подмечено, что Русакову особенно удавались пейзажи при закатном солнце Востока. Все цвета загорались мгновенно! Его диагональный штриховой мазок жесткой кисти давал ощущение движения. Одна из самых интересных картин этого плана - . Интересны картины , , . Они были выполнены художником на небольших холстах или картоне. Это тоже говорит о походном его состоянии.
А вот еще один факт, подтверждающий путешествие: по запросу художника консисторией Оренбургской епархии ему было выдано повторное свидетельство о рождении. Такой документ был необходим для заграничного плавания. А его натурные наброски, акварели, цикл картин (1916-1920) о Востоке, альбомы , также дают исследователям право думать о его настоящем путешествии в 1915 году.
В годы Гражданской войны в Москве царил жуткий голод. А у художника уже была семья (женой стала Мальвина Казимировна), потому он вернулся в Челябинск. В 1919 году родился сын Олег, в 1923-м - сын Евгений. Художник по-прежнему наезжал в столицу, но со временем все реже и реже. В родном городе в 20-30-х годах преподавал в школах и студиях, стал по существу народным преподавателем - вы-учил огромное количество учеников, среди них нашлись его последователи. Горожане назовут его период преподавания .
Постепенно от Николай Афанасьевич пришел к конкретизации. Появляются , . Социальная характеристика героев в них уже ярко выражена. Художник пишет историю: (1924) - документальный факт прибытия первого поезда в Среднюю Азию. А открытие Востока помогло ему постичь другой Восток - уральский. С таким же глубоким пониманием отразит он особенности этноса башкир и цыган.
отрудничал какое-то время Русаков с писателями Правдухиным и Сейфуллиной. Вместе с художниками Вандышевым, Сабуровым, Фехнером писал портреты колхозников, рабочих, делал наброски в угольных шахтах, на приисках. Но были в его жизни и зависть, и неприятности, и чье-то непризнание. Все это неблагополучие он благополучно преодолел, путешествуя в 1930 году по Южному Уралу: позднее получились две прекрасные серии пейзажей: (масло) и (акварель).
Хорошо известна его (1935). Картина написана в период становления и роста промышленного Челябинска. Это портрет сына Олега. Русакову удалось выразить общее на тот момент одухотворенное состояние людей: веру в будущее. Как удалось? Композицией, скрупулезной работой над каждой деталью, подачей героя, цвета. И хотя на первом плане его сын, любой, кто смотрит на картину, видит, как строится и хорошеет Челябинск.
В Челябинске Русаков был фигурой заметной и как живописец, и как общественный деятель. В 1935-м он становится председателем оргбюро Союза советских художников, а затем первым председателем правления Челябинского Союза художников. Почему он был арестован на шестой день войны, сказать достоверно невозможно. О ком из тех, кого арестовывали и загоняли в лагеря, можно было сказать, за что? Остались одни слухи: будто бы Русаков нелестно высказался о Сталине, что, мол, генсек прикончил всех маршалов и командиров, вот Гитлер и осмелел. Так ли было - никто не знает. Произошло ли разочарование его в революции - никто не знает. Жизнь не успела его поставить перед страшным выбором, как Маяковского: признать безнравственность революции, которой он преклонялся, или превратиться в конъюнктурщика. Поэт выбрал самоубийство:
Творческое наследие художника Николая Афанасьевича Русакова сегодня хранится в семье, у его потомков в Москве, и в музее искусств в Челябинске.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве