Как избавить Златоуст от депрессии

Как избавить Златоуст от депрессии

Как известно, глава Златоуста Александр Караваев ушел в отставку. Выборы нового градоначальника назначены на 20 мая.

Среди десятка с лишним претендентов на эту должность значился и Василий Мальцев - депутат Собрания городского округа, успешный предприниматель, а в 90-е годы - мэр Златоуста два срока подряд. Однако Василий Петрович не проявил активности при сборе подписей за свою кандидатуру, сошел с дистанции. Между тем опыт управленца и хозяйственника дает ему возможность четко видеть пути решения сегодняшних проблем города, так и не справившегося с постперестроечным отставанием.

Василий Петрович, почему вы отказались от борьбы за кресло главы города?

Возврат во власть для меня внутренне сложен. Не все складывается в душе, в семье, чтобы чувствовать себя готовым к такой работе, требующей не только компетенции, но и полной отдачи сил. Город все еще не справился с отставанием в развитии, живет трудно, разгребать придется много и долго.

Как оцениваете ситуацию на старте выборной кампании?

Сегодняшний список кандидатов в мэры меня, скажу откровенно, удручает. Предвыборная ситуация напоминает дешевый фарс. Ни для кого не секрет, что большинство кандидатов рассматривает предстоящую кампанию исключительно как способ попиариться, а не как возможность послужить землякам. Говорю не обо всех. Есть среди кандидатов люди уважаемые, со здоровыми амбициями, способные на большие дела. Но учтут ли они в полной мере ошибки и наработки прежних администраций, без чего благие намерения могут оказаться мыльным пузырем?

Вам приписывают высказывание о Златоусте как об умирающем городе.

На той памятной встрече с горожанами в ДК речь шла как раз об обратном. Анализируя ситуацию с безработицей, я констатировал: для 20 тысяч златоустовцев в городе нет рабочих мест. Чтобы он не стал умирающей территорией, рабочие места нужно создавать. Это было обращение к новой администрации, главу которой выбирали в 2001 году. Имелась продуманная, вполне реальная программа подъема экономики города, уже дававшая свои плоды (объемы производства возросли на 26 процентов). Увы, новая власть, пришедшая на смену моей команде, не сумела выполнить эту задачу. Молодежь, специалисты стали уезжать из Златоуста в большом количестве, а цены на квартиры упали до смехотворного уровня. Некоторые посчитали, будто я напророчил городу невеселую долю, окрестив его депрессивным.

По-настоящему встать на ноги Златоусту до сих пор не удается. Можно ли вообще вернуть ему имидж развивающегося, перспективного города?

Основу для этого нужно было подготовить в нулевые годы, продолжив реализацию антикризисной программы, разработанной администрацией совместно с производственниками и учеными. И сегодня это возможно, но начать надо, как и тогда, с разработки программы, учитывающей все прорехи и все резервы социально-экономического развития территории. О необходимости такой программы я говорил не раз, в том числе в кабинетах главы и его заместителей. Но никто из чиновников не хотел по-настоящему засучить рукава, включить мозги, напрячь нервы и волю.

Василий Петрович, что должна представлять собой эта программа, которая могла бы стать общегородским планом вывода Златоуста из депрессивного состояния?

Первым делом надо определить исходное положение города. На основании данных, предоставленных предприятиями, бюджетной сферой, проанализировать состояние производственных мощностей, инфраструктуры, социальных объектов, кадрового потенциала. В том числе работу учебных заведений на предмет, как подпитывают они отрасли городской экономики.

Увидев, на какой ступени развития город завис, можно будет наметить, к каким целям двигаться. И подсчитать, какие средства понадобятся, чтобы люди зажили комфортнее, богаче, интереснее.

Затем представители власти и бизнеса соберутся и решат, как добиться этого. Что надо предпринять власти, чтобы у бизнеса появилась возможность нарастить производство. Предприятия, в свою очередь, планируют создание новых рабочих мест, увеличение налоговых отчислений, аспекты социальной ответственности. Причем создаваемые условия должны послужить также привлечению капитала с других территорий. Задачу повышения инвестиционной привлекательности города нужно сделать первостепенной. С приходом крупных фирм из других регионов заработают свободные мощности, разовьются хиреющие предприятия, рынок насытится товарами и продуктами лучшего качества по ценам ниже действующих.

Итогом разработки такой программы должно стать договорное соглашение между всеми ее участниками. Каждая сторона (властные органы, предпринимательство, социальные учреждения) будет иметь четкие ориентиры.

Вернемся к предстоящим выборам. Какой принцип, на ваш взгляд, наиболее эффективен при избрании мэра? Что должно быть главным в его работе?

Надо помнить: выбирая, мы нанимаем человека на высокую городскую должность, чтобы он работал на нас. Не царствовал на городском троне, урывая блага для себя и своего окружения, а в полной мере отрабатывал доверие населения. С этой точки зрения и надо оценивать кандидатов.

Когда я был главой, придерживался правила, бывшего на Руси основополагающим: человеку, строившему дом, помогала вся улица. И если он терпел беду, вся округа спешила на помощь. Всем миром, то есть всем городом надо поднимать Златоуст, чтобы и самим жилось в нем в удовольствие, и другим не стыдно было его показать.

Каковы наиболее проблемные сферы города?

Здравоохранение и ЖКХ. Возьмем второе. Будучи главой городской администрации, я пытался так ориентировать работу коммунальщиков, чтобы поступающие от населения деньги соответствовали количеству и качеству оказываемых услуг. Это тот крае-угольный камень, который лежит в основе функционирования ЖКХ развитых западных стран. У нас же системой, сложившейся в коммунальной сфере, довольны разве что управленцы, взимающие с владельцев жилья немалые суммы непонятно за что. Получая высокие зарплаты, они не отвечают рублем за перебои в горячем и холодном водоснабжении, недостаточном отоплении домов и квартир, плохом содержании подъездов и подвалов. В ответ на претензии жильцов указывают на злостных неплательщиков за коммунальные услуги, из-за которых якобы имеются проблемы у добросовестных соседей. Выходит, нанимайте бандитов, выбивайте долги, а мы будем ожидать пополнения лицевых счетов домов. Реформы в городском ЖКХ возможны, только нынешнюю систему расчетов и ответственности нужно поставить с головы на ноги.

Пройдя серьезную школу управленца-хозяйственника, вы наверняка знаете, как руководить правильно.

Руководить - не значит командовать. Подчиненных надо заразить своими идеями, убедить в правильности предлагаемых решений, вдохновить, создать условия. То есть сделать соучастниками доброго дела, а не слепыми исполнителями. Это я понял, еще работая на производстве. Став главой и председателем Собрания депутатов, делал ставку на инициативу моих соратников, прислушивался к их суждениям, нормально воспринимал критику. Но когда надо было рисковать, всю полноту ответственности брал на себя. Вот так я понимаю суть руководства, в том числе городом.

Василий Петрович, с каким девизом кандидатам следует идти на выборы?

Работать на благо конкретных людей, а не абстрактно города. Если эта задача станет девизом новой властной команды, выражение навсегда исчезнет из лексикона златоустовцев.

VK31226318