ОПЕРАбельный Магнитогорск

ОПЕРАбельный Магнитогорск

В городе сталеваров в шестой раз прошел фестиваль оперного искусства Впервые за историю праздника его открыл министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин.

родился в 2007 году. Яркое, звучное имя должно было пропагандировать и популяризировать идею классического оперного искусства. Идея заключалась в том, чтобы в спектакли текущего репертуара Магнитогорского театра оперы и балета приглашать выдающихся солистов и дирижеров российской и мировой оперной сцены. Магнитогорск географически расположен вдали от гастрольных маршрутов звезд. Поэтому здесь налицо явный дефицит ярких солистов. Поднять уровень местных исполнителей и представить зрителям замечательных мастеров классической оперы - такой видит главную задачу проекта его руководитель, директор магнитогорской оперы Илья Кожевников.

За шесть лет в Магнитогорске побывали лучшие голоса всех ведущих российских и итальянских театров. Практически все заезжие знаменитости отмечали высокий уровень магнитогорского театра и твердили о необходимости развивать фестивальный проект.

-- А ведь эти люди не ангажированы нами, им нет смысла приукрашивать действительность, - убежден Илья Сергеевич. - Более того, они очень хорошо знают ситуацию, поскольку работают не только в столичных театрах, но и в культурных центрах российской глубинки - Екатеринбурге, Перми, Новосибирске, Челябинске, Нижнем Новгороде. У фестиваля много и других плюсов. Достаточно посмотреть на битком набитые залы. Для нашего города, где и эстрадным исполнителям не всегда удается собрать полный зал, это дорогого стоит. В том и заключается наша социальная миссия, ибо, как все здравомыслящие люди, мы очень обеспокоены ситуацией в сфере культуры. В Магнитогорске молодежь разгуливает с пивом по городу, это сразу же бросается в глаза. Наши гости такого безобразия нигде больше в России не видят. Между тем говорить о каком-то серьезном развитии страны без развития ее культуры, без принятия мер в этой области невозможно. На мой взгляд, именно культура движет все инновации, это их базис, фундамент. И на театре лежит социальная ответственность за то, чтобы как можно больше людей, особенно молодых, получили прививку искусством, приобщились к культурным ценностям.

Что-то изменилось за шесть лет, минувших после первого фестиваля?

Он стал визитной карточкой Магнитогорска, о нем известно и в стране, и за рубежом. К сожалению, сейчас это единственный серьезный фестиваль классического искусства в городе: не стало , , который курировал Владимир Досаев. А превратился в событие, которого ждут. У фестиваля появились поклонники, началось его широкое обсуждение в СМИ. Есть отклики зрителей, которые присылают нам рецензии, высказываются в Интернете. Иными словами, в городе возникают зачатки театрального сообщества, чего раньше не было. Зритель нам доверяет. Знает, что мы везем действительно высококлассных певцов. Понимает, что получит удовольствие от спектакля. Для меня как руководителя этого проекта приятно слышать, как зал буквально стонет от восторга! На самом деле у нас очень чуткая публика. Об этом говорят все музыканты, которые остро чувствуют энергетику зала. Что характерно: магнитогорцы не выражают эмоции в середине спектакля, боясь разрушить ход драматического действия. Но зато в конце выдают бурю эмоций.

Чем объяснить тот факт, что в провинциальном промышленном Магнитогорске публика столь восприимчива к классике?

Публика Магнитогорска многослойна. И эти слои сформировали в свое время выдающиеся музыканты, энтузиасты, подвижники. Среди них Семен Эйдинов - основатель капеллы и музучилища, Александр Якупов, открывший консерваторию и оперный театр. Театр родился не на пустом месте, в городе создана культурная инфраструктура, которую имеет не каждый областной город: есть консерватория, академическая капелла с богатыми культурными традициями, широкая сеть музыкальных школ, колледж при консерватории. По сути дела, Магнитогорск обладает музыкальной инфраструктурой крупного областного центра. К примеру, в Челябинске два музыкальных вуза, но статуса консерватории у них нет.

Еще раз подчеркну: Магнитогорск очень специфичен. В силу культурной и некоторой географической закрытости наша музыкально образованная публика судит о солистах на основании лучших, эталонных образцов зарубежной или российской сцены, с которыми знакомится в записях или телеверсиях. Все, что не соответствует эталону, воспринимается с холодком. Поэтому приходится всегда очень тщательно подбирать солистов, привозить не просто артистов Большого театра или Мариинки, а действительно самых лучших.

Полюбился публике Жан Лука Пазолини, который приехал к нам в третий раз и уже обзавелся армией поклонников. Нынче прекрасно приняты зрителями солист Большого театра Роман Муравицкий и баритон из Италии Карл Мария Кантони. В гала-концерте, который традиционно является кульминацией фестиваля, участвовали также Елена Баканова, солисты Пермского театра Виктор Компанеев и Лариса Келль. Прозвучали 20 популярных оперных арий.

Еще пять-шесть лет назад что бы мы ни пели, для большинства магнитогорских слушателей любое произведение звучало впервые. Сейчас публика воспитана на этой музыке, знает и любит оперный репертуар и всегда ждет именно гала-концерта.

, как правило, завершает сезон:

Не в этот раз! Расставание с пиршеством оперы прошло плавно, размеренно. 2 мая репертуар легендарного Муслима Магомаева исполнили три известных баритона - Алексей Исаев, ведущий солист Геликон-оперы, Отар Кунчулиа и Сергей Плюснин - солисты Большого театра. А 4 мая состоялся уникальный концерт вокальной музыки - фестивальное послесловие, которое подарили нам солист Мариинского театра Виктор Черноморцев, лучшее (по версии компании BBC) меццо-сопрано мира Олеся Петрова и выпускница Магнитогорской консерватории Людмила Жильцова, живущая сейчас в Италии и поющая в Ла Скала.

VK31226318