Петипа, разбавленный Клевцовым
Сегодня и завтра в Челябинской опере - премьера балета Цезаря Пуни.
Олеся Горюк
Челябинск
еще до премьеры обещала быть главным событием балетного сезона. Во-первых, это не возобновление, как или , а полноценная премьера. Во-вторых, авторитет балетмейстера-постановщика Юрия Бурлаки говорит сам за себя: экс-худрук Большого театра, один из самых известных специалистов в области реконструкции старинных балетов.
Главный дирижер нашего оперного театра Антон Гришанин в 2010 году руководил постановкой в берлинской . Тогда он и предложил Юрию Бурлаке поставить в Челябинске. Для балетмейстера это третий опыт работы над балетом (первый был в Большом театре в 2009 году, и Юрий Петрович ранее говорил о том, что считает главным достижением своего недолгого руководства балетом Большого).
Что касается челябинской версии, она очень удачно вписалась в контекст истории театра. Балеты по роману Виктора Гюго были поставлены дважды, в 1958 и 1972 годах, и первые исполнительницы партии Эсмеральды во второй постановке, Галина Борейко и Ирина Сараметова, стали педагогами-репетиторами балета Юрия Бурлаки.
Нынешняя постановка декларирует в первую очередь возвращение к хореографии Мариуса Петипа, являющейся для Юрия Бурлаки эталоном. Жаль, что реконструкции не получилось в полной мере. Четыре танца, включая финальное адажио Феба и Эсмеральды, поставил нынешний руководитель челябинского балета Юрий Клевцов. Тут дело даже не в том, как это вторжение повлияло на конечный результат (вряд ли улучшило, дай бог, если не слишком ухудшило). Дело в самой странности тандема хореографов Петипа - Клевцов. Даже вариант Петипа - Бурлака был бы более логичным. И хотя на стороне Клевцова - знание того, как развивалась хореография в ХХ веке, но Петипа все-таки гений. Опытный глаз увидит и швы, и несоответствие стиля, и порушившуюся драматургию. Сильно расстраиваться на этот счет не стоит, поскольку танцев, повторюсь, всего четыре.
В интервью, которое взял у Юрия Бурлаки еще летом, постановщик признался: . Таковы первый и третий акты . Здесь почти каждое движение знаменует новое событие. Зрителей удивит обилие танцев с предметами. В руках Эсмеральды (Екатерина Тихонова, Татьяна Сулейманова) поочередно побывают кастаньеты, тамбурин, поварешка и, разумеется, белый шарф Феба, подаренный капитану его невестой, очаровательной Флер-де-Лис (Татьяна Предеина, Дарья Демченко). Трогателен и смешон одновременно бедный поэт Гренгуар (в обоих составах его танцует Александр Цвариани).
Во втором действии события перестают мелькать с бешеной скоростью. Публике дается возможность в полной мере насладиться красотой классического танца во время праздничной сцены помолвки Феба (Валерий Целищев, Андрей Сафронов) и Флер-де-Лис. Художник Дмитрий Чербаджи выбрал местом действия не дворцовые залы, а утопающий в зелени летний сад. В предыдущих постановках, и особенно , Чербаджи было слишком много. Яркие задники за-тмевали танцовщиков. В Дмитрий Афанасьевич перешел от броской роскошности к декорациям функциональным и атмосферным.
В третьем акте зло, трусость и предательство будут посрамлены, убийцу Клода Фролло (Максим Филатов) сбросят в Сену. Эсмеральда отдаст Фебу руку и сердце, все будут счастливы. Для скептиков, которые вспомнят , у театра готов ответ: либретто со счастливым концом писал сам Виктор Гюго, считавший, что на сцене все должно быть иначе, чем в литературе и жизни.