Классика не переписывали, а просто взорвали

Классика не переписывали, а просто взорвали

Режиссеры Евгений Гельфонд и Дмитрий Фоминых поставили в Новом художественном театре Челябинска М.Е. Салтыкова-Щедрина. Получился спектакль о людях с провяленными мозгами.

Олеся Горюк

Челябинск

Когда перед премьерой услышала от Евгения Гельфонда о том, что Салтыков-Щедрин писал как будто бы про нас и его удивительно точно подходят нашему времени, подумала, что это обычная режиссерская риторика. Но была не права. В НХТ действительно поставили актуальный спектакль, пользуясь крайне, на первый взгляд, невыгодным материалом. Во-первых, сказки - не пьесы, там мало диалогов. Если персонажи и говорят, то, как правило, сами с собой. Во-вторых, у Салтыкова-Щедрина несколько устаревший язык.

Но театр сумел с этими проблемами справиться. Слово сатирика зазвучало в устах актеров удивительно хлестко, и именно на слова, а не стоящие поверх них режиссерские фокусы, реагировал зрительный зал. , - эти и многие другие фразы встречались в зрительном зале шепотом .

Актерско-режиссерская группа ставит спектакль о воблушках с провяленными мозгами, главное желание которых - ничего не менять ни в себе, ни в окружающем мире. , - вот идеологический стержень воблушкиной философии. Не случайно ключевой фразой, лозунгом, скандируемым на протяжении всего спектакля и даже нарисованным в эстетике плаката, стало заклинание вяленой воблы: .

Прологом к основному действию служит разыгранная в эстетике начала прошлого века (чарльстон, немое кино) сказка . А дальше действие переносится в наши дни. Четыре сказки - , , и - переплетаются, смешиваются, переходят одна в другую. Театральные мизан-сцены мелькают со скоростью кавэ-эновских скетчей, но, в отличие от последних, подчиняются внутренней режиссерской логике, которая и превращает в многофигурный спектакль. Есть в нем и главный герой, злодей-демиург, присутствующий почти в каждом эпизоде. Константин Талан поочередно играет косметолога, волковеда, овчара Никиту, доктора, психолога, ястреба.

в интерпретации НХТ - блестящий пример того, как преподнести текст из классической русской литературы сегодняшнему зрителю. Ведь есть режиссеры, которые на полном серьезе утверждают: . Гельфонд и Фоминых еще раз доказывают: необязательно переписывать, достаточно просто взорвать. Взорвать - значит, цитирую Дмитрия Фоминых, .

Сначала мы вместе с актрисами (Ксения Бойко, Анна Бузаева, Евгения Зензина, Лариса Казакова, Татьяна Кельман) попадаем в салон красоты , где всем желающим вычищают внутренности, выхолащивают чувства и провяливают мозги. На смену воблушкам приходит ди-джей Зай (его играет Алексей Зайков). Флегматичного , героя одноименной сказки Салтыкова-Щедрина, постановщики превратили в бодрого шоумена. Эгоист, спасшийся по воле случая, предлагает самим зайцам выдавать своих сородичей волкам на съедение. Этот заяц - еще один носитель философии. А сами воблушки между тем из салона отправляются прямиком на тренинг личностного роста, заявляют о своих и сами себе начисляют за это бонусы. Зрителям даже дадут листовки с приглашением прий-ти на тренинг и обещанием неземных благ. Из клуба действие переносится на ток-шоу . Злой сказочник Салтыков-Щедрин в интерпретации театра становится еще более злым, герои - еще более уродливыми, а сюжеты - еще более жестокими. Несчастный ягненок, чудом оставленный в живых волком, превращается в овцу-проститутку. А сам волк, у Салтыкова-Щедрина умерший от старости, прямо на ток-шоу кончает жизнь самоубийством. Будут еще политические дебаты, будет видеонарезка, где покажут и политических узников Милошевича, Хусейна и Каддафи, и митинги на Болотной и Сахарова, и выступление в храме Христа Спасителя. Эпилогом к пестрому действу служит сказка : .

На мой взгляд, спектакль НХТ современен прежде всего по форме и театральному языку. Что касается содержания - современен, если брать временной отрезок в десять лет. Но не вполне попадает в последние год-два.

Ксения Собчак в спектакле отнесена к , что, несомненно, вызовет недоумение у , который она олицетворяет. Сложилось впечатление, что создатели спектакля не только никаких других проектов с Ксенией Собчак, кроме (а есть еще , ), не смотрели, но и ее не читали.

Еще одна нестыковка: в финале видеонарезки нам ни к селу, ни к городу показывают взрываемый храм (кадр исторической хроники). Хочется спросить: ну доколе мы будем винить во всех наших бедах большевиков? Ведь уже не один десяток лет идет активное строительство храмов. Более того, внешняя религиозность вполне укладывается в воблушкину философию.

Главное же, что хотелось бы возразить создателям : новейшее время в России отмечено как раз появлением людей с активной гражданской позицией, жаждущих перемен. А в спектакле они представлены разве что карикатурным бараном, который . Впрочем, могу предугадать контраргумент: невоблушек - единицы, особенно в провинции.

Салтыков-Щедрин закончил работать над в 1886 году. А человеческий род как тогда гиб, так и сейчас, спустя 126 лет, . Что же ему мешает погибнуть окончательно? В том числе такие спектакли, как НХТ. Честные, противоречивые, небезупречные, но заставляющие думать и сопереживать.

VK31226318