Коммерцию выбирают люди гибкие
Филиал Российского государственного торгово-экономического университета работает в Челябинске уже 50 лет. В головном вузе - 65 тысяч студентов, 26 филиалов. Наш институт - один из самых крупных. Он не закрылся в трудные годы перестройки, развивается и сейчас. В чем секрет долголетия? Об этом мы беседуем с Сергеем Ткачевым, директором Челябинского института РГТЭУ, доктором исторических наук.
Сергей Михайлович, зная о вашей иронии, надеюсь, вы не будете утверждать, что ваш вуз - самый крутой? Кстати, как вы относитесь к хвастовству?
Спокойно. Ректор, который хвалит свой вуз, поступает как любящий отец. Тот ведь тоже говорит про ребенка какие-то приятные вещи. Правда, бывает, что и привирает. И это нормально.
Но вы-то ведь не грешите бахвальством?
Кто вам это сказал? И мне не чуждо все человеческое. Но по мироощущению я еще и философ. Поэтому понимаю, что в большом образовательном пространстве может быть что-то более интересное и яркое, чем у меня. Так что детскими болезнями давно не страдаю.
Что бы вы сказали абитуриентам, объясняя, в чем особенность вашего вуза?
Я когда-то придумал шутку, которую часто использую при встрече с ними. Говорю: кто хочет быть богатым - это не к нам. Повисает пауза, полная недоумения. И тогда следует вторая фраза. Сюда идут те, кто хочет стать очень богатым.
В каждой шутке, как известно, есть доля истины. Наш вуз нацелен на коммерческий успех. Он готовит специалистов для сферы, которая является, во-первых, негосударственной, во-вторых, ориентированной на прибыль. Более 90 процентов наших выпускников устраиваются на работу именно по специальности. Название учебного заведения и мотивация к учебе счастливо совпадают. В этом, пожалуй, главная особенность.
Другие отличия связаны с тем, что наш вуз небольшой, компактный. Здесь очень близкие, неформальные отношения между преподавателями и студентами. Мы даже с родителями общаемся и вместе решаем какие-то вопросы, чего в общем-то не должны делать.
Если в Америке, к примеру, совершеннолетие наступает только в 21 год, то наши родители норовят ребенка отправить в школу в пять лет. И в институт он приходит 16-летним. С точки зрения интеллекта вроде уже готов учиться в вузе, но по степени зрелости - еще ребенок. Приходится воспитывать совместно с родителями. И тогда такие ребята становятся нормальными студентами, хорошо оканчивают вуз и успешно трудоустраиваются.
Про какого молодого человека вы могли бы сказать: Что его выделяет среди других?
Абитуриенты - неоднородная масса.
Это понятно. И вы рады всем. Но в идеале?
Живчик, готовый вникнуть во все. Он должен быть очень мобильным и гибким, поскольку рынок - сфера чрезвычайно сложная и многослойная. В ней не обойтись без аналитики, коммуникации, узких знаний, связанных с товароведением, экономикой, психологией и многим другим.
Нельзя быть на рынке молчаливым и мрачным, а нужно быть веселым и позитивным, рискованно однобоко рассматривать ситуацию и не учитывать ее многогранность. Нужно уметь говорить и убеждать, выстраивать отношения с властями, выживать в условиях жесткой конкуренции и много чего еще. На Западе 90 открывшихся предприятий из 100 закрываются, разорившись в первый год своего существования. Рынок ошибок не прощает. Он карает жестоко.
Такая специальность, как , требует особого таланта. Он заложен в человеке на генетическом уровне. С ним рождаются всего лишь 10 процентов людей. И если таланта нет, то хоть десять дипломов получи, настоящим специалистом не станешь.
Был такой случай, когда один выпускник с гордостью сообщил учителю, что получает уже третье высшее образование. Реакция была неожиданная.
Я могу понять этого учителя. У меня самого одно образование. И оно было таким полифоничным и качественным, что другого не надо. Мне его хватило в качестве базы для работы, развития, совершенствования. Но иногда возникают ситуации, когда человек, не получив второе высшее образование, может остаться без работы. Например, многих работников милиции обязывают получать юридическое образование. У них есть экономическое, педагогическое образование. Для работы в ОБЭП и в инспекции по делам несовершеннолетних вроде бы этого достаточно. Но руководство требует.
А кто запретит человеку получить специальное образование, если он увлекся, скажем, живописью? Или поменял сферу деятельности, ушел из школы в торговлю? Жизнь сложна, чтобы всех подогнать под общее правило.
У входа в ваш университет на асфальте белой краской написано объявление: и номер телефона. Вашим студентам предлагают легкий путь к знаниям. Как вы к этому относитесь?
Теневой рынок таких услуг можно сейчас увидеть возле любого вуза. Особенно талантливо на нем работают старшекурсники, связанные с Интернетом. Но чаще всего их работы сделаны механически. И студенты потом очень огорчаются, не понимая содержания. Зато преподаватели прекрасно видят, кто эту работу писал и как. Надо сказать, что у доцентов и кандидатов наук, которые тем же зарабатывают, работы качественные. Но они слишком хороши для студентов, потому что те многого еще не знают и не умеют. И с ними нам тоже все ясно.
Поэтому работы, сделанные по заказу, вашим преподавателям лучше не предъявлять?
Вы не поверите, но я готов порой не заметить обмана, закрыть глаза. И вот почему. Мы работаем по стандартам, которые зачастую не соответствуют требованиям дня. И контрольная работа не решает задачи, которые на нее возлагают. В таком случае, на мой взгляд, лучше пусть спишут, чем будут тратить время на ерунду.
Точно так же я могу студенту простить не очень хорошее знание истории, которую преподаю. Но я ему не спущу, если он не усвоит компетенции, которыми может овладеть благодаря истории. Возможно, моя позиция некорректная, но я ведь ее не распространяю на всех.
А как быть с качеством образования? Если его нет, то студент ведь может через суд вернуть деньги за обучение. Такая идея сейчас активно обсуждается...
О чем говорить, если нет критериев качества?! К тому же обучение - процесс двухсторонний. Кто-то учился, а кто-то дурака валял. Один взял то, что ему дал преподаватель, а другой - нет. Если пассажир опоздал на поезд, то вряд ли он будет обвинять железную дорогу в некачественной работе.
Есть ли у вас в институте бюджетные места?
В прошлом году их было 34. В этом году мы просили дать 42, но о решении Минобра узнаем только 25 мая. Большая часть студентов учится у нас на платной основе. Однако нехватки абитуриентов мы не испытываем даже в условиях демографического спада. Цены за обучение у нас на среднем уровне.
Но не поднимутся ли они? Ведь в этом году стоимость коммерческого места должна быть равной стоимости бюджетного места.
Поднимутся, потому что приказ Минобра касается всех вузов. Государство сделало фиксированную оплату за обучение в размере 60,2 тысячи рублей в год. Она одинаковая во всех регионах. И это выглядит странно. В Кургане булка хлеба, например, стоит дешевле, чем в Челябинске, но в Челябинске она дешевле, чем в Москве. На хлеб цены никто не делает одинаковыми. А образование взяли и вывели из общего экономического поля. И ситуация сложилась такая. В Челябинске вузы горюют о том, что цены очень высокие, а в Москве в шоке от слишком низких цен. Ведь там брали до этого по 120-150 тысяч рублей за некоторые специальности.
Центр мониторинга по поводу этого новшества будет находиться в нашем головном вузе. Так что мы будем первыми, кто узнает, что в других вузах будет происходить.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве