Удача - знак судьбыи проверка способностей
Челябинский собрал много замечательных мастеров. Один из самых авторитетных?- Виктор Загуменнов, знаменитый фотожурналист, признанный во всем мире.
Его работы хранятся в музеях России, Финляндии, Швейцарии и США. Двукратный лауреат престижного конкурса . Участник более ста фотовыставок в России и зарубежных странах.
В Челябинске Виктор презентовал альбом . Это снимки, сделанные на Чукотке и Ямале, где автор провел долгое время и сумел отобразить редкие ситуации из жизни северян. Севером Виктор очень гордится, хотя немало поездил по миру.
-- Я давно дружу с вашим земляком Сергеем Васильевым,?- первое, что сказал Виктор Алексеевич.?- На одной выставке, где было много замечательных фотохудожников, я увидел Вильгельма Михайловского из Латвии и Сергея Васильева и сказал во всеуслышание: .
А вам важно, как ценят ваше мастерство?
Знаете, этим больны многие фотографы. Издатели подшучивают, говоря, что фотографы всегда стараются обвешаться какими-то наградными бирюльками. Есть настоящие награды, которые я ценю и которыми дорожу. А есть просто знаки внимания. Хотел я того или нет, но на World Press Photo дважды победил. Хотел ли победить трижды, четырежды? Да, не буду скрывать. Но как-то жизнь повернулась в другую сторону. Но то, что уже дважды был отмечен, мне приятно. Я же осознанно все делал. Моя биография?- это мои поступки, устремления, поиск. Можно уйти из профессии, но суть человека и его открытия так или иначе проходят через всю его жизнь. Два моих отмеченных снимка?- работы знаковые. Мало кто может сказать, что, будучи студентом, как я в свое время, сделал мирового уровня фотографию. А я ее сделал, учась на журфаке МГУ, когда стажировался в газете
Как вы гонялись за этим кадром?
Я его долго ждал. Поехал в командировку в Тюменскую область в составе делегации журналистов смотреть достижения авиа-ции в народном хозяйстве. Две недели ездили по нефтяным скважинам, по месторождениям. Мосты, вертолеты, поселки. Впечатлений было много, и естественно, что-то осталось в фотографиях. Но ничего особенного не происходило. Только в финале мое ожидание вылилось в тему . Никогда не забуду ту съемку. Просто фантастика! С начала дня и до его завершения снял массу сюжетов. Одна из этих работ, , удостоена приза . Она знаковая, о ней можно целый рассказ написать.
У меня по жизни еще было несколько случаев, когда удача на тебя просто наваливалась. Это, с одной стороны, знак судьбы. А с другой?- проверка твоих способностей, наработок, приобретенного опыта. Так было с ?- вторым снимком-лауреатом. Я уже был штатным сотрудником агентства печати . Но на Чукотку и Камчатку поехал в составе экспедиции профессора Гурвича не как журналист, а как обычный рабочий. При этом имея уйму фотоаппаратуры. Нанялся, чтобы не получать официальный идеологический заказ. И потом какая редакция пошлет вас на полтора месяца?! Это был год Олимпиады-1980, а я все бросил иуехал из Москвы. Мне потом припомнили мое неучастие: расторгли со мной договор. Переживал, конечно. Зато привез чемодан материалов, полгода их обрабатывал.
Вы, конечно, храните все эти пленочные архивы?
А как же! Некоторые материалы пропали, какие-то были использованы, издавались. А вот северные работы особо ценю. Если бы я их раздал или распродал, пропала бы целостность серьезнейшей коллекции. Колоссальный труд, десятки тысяч изображений по всему Северу, от Кольского полуострова до Чукотки и Камчатки. Уникальный материал, все аспекты жизни малочисленных народов.
Постепенно занимаюсь обработкой своих старых материалов, у меня их невероятное количество. Много интересных снимков сделано советской камерой . Эту особую камеру-панорамик я возил с собой всегда. Ею сняты с закрученным горизонтом, интересные сюжеты на Алтае, в других регионах страны, в Москве в Центре микрохирургии глаза, на ЗИЛе. у меня был для подстраховки. Доставал его после съемки основной камерой, делал контрольный снимок и закрывал кофр. Сейчас эти работы представляют большой интерес.
Когда мне показывают современные цифровые камеры, хвастаясь функцией панорамы, я объясняю, что панорама, заложенная в пленочный формат,?- совсем другая философия. У потрясающая конструкция, уникальные возможности. У меня перебывали десятки , но недавно я все равно патриотично купил новый.
Трудно сказать, какими камерами я не снимал. От в детские годы до сегодняшнего Canon Mark II. Недавно получил послание от фотографа Шадрина с Алтая: .
Почему Север стал вашей главной ?
Родился я в Тольятти, тогда он назывался Ставрополем-на-Волге. Но меня сверточком увезли в Североморск, куда отца призвали служить в армию на Северный флот. Североморск и считаю родным городом. Север дал мне восприятие: цветовое, эмоциональное, природное. Правда, я не сразу узнал, что на Севере живут и другие народы. Потом познакомился с коми, саами, карелами. Стал изучать все, что связано с моими интересами. А глубоко узнал их жизнь, путешествуя с фотокамерой по этим регионам. Много мотался по союзным республикам. Сейчас больше сижу в Москве. Немного преподаю, веду мастер-классы.
А Москву снимаете?
Снимаю для души то, чего не успевал раньше. Я отрицал собственное видение Москвы. Считал: куда мне до великих мастеров, которые снимали столицу целенаправленно. А потом оказалось, что Москвы-то на фотографиях мало. Ее перестраивали, разрушали и многого не успели запечатлеть. И я стал гораздо больше снимать город. Но должен сказать, что появилось много запретов. В Москве всюду охранники, тебя тут же отфутболят. Два места, где я снимаю без каких-либо разрешений,?- на Арбате и возле храма Христа Спасителя. Правда, иной раз попросят не снимать какое-то конкретное лицо.
Мир моих фотографий громаден. Очень много жанровых работ, люблю людей снимать, но стараюсь по-доброму к ним относиться. Не люблю фокусироваться на негативе. В жанровой, портретной фотографии важно быть деликатным. Я не считаю нужным показывать неприятные моменты жизни.
То есть бомжи и прочие маргиналы в ваш объектив не попадают?
Нет. И даже стараюсь убеждать молодых и уже взрослых людей не заниматься этим неблагодарным и некрасивым делом. Если человек выходит в город и снимает людей, это должно соответствовать его внутренним убеждениям. А еще это, как правило, связано и с его внутренним укладом, воспитанием, его собственной психикой. Это очень сложный жанр.
В 90-е годы, когда в мире был востребован показ российской чернухи, на чем играли зарубежные информагентства, некоторые мои коллеги этим кормились. Но только не я. Поэтому и не вписался в обстановку. 90-е годы были для меня очень тяжелыми. Впрочем, как и для многих людей. Ничего, пережили:
Никогда не жалели, что выбрали фотографию делом жизни?
А я ничего другого не умею. Когда мне исполнилось шесть лет, родители купили фотоаппарат да еще и увеличитель сдуру. В школьные годы уже публиковался. Мне прислали удостоверение корреспондента после публикации снимка . Тираж газеты составлял около десяти миллионов экземпляров, ее читали практически в каждой семье.
Я сам сызмальства изучал фотографический процесс. Сам делал растворы для проявки пленок и печати снимков. Хоть сейчас разбуди меня среди ночи, я с лета скажу состав про-явителя Д-76. Все эти вещи впитываются не только в душу, но и в кровь:
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве